ИТИНЕРАРИЙ - Страница 20

Более традиционным по форме исследователи считают «Описание Святой земли» Иоанна Полонера. Он был немцем или поляком и посетил Святую землю в 1421–1422 гг., других сведений о нём у исследователей нет. Исследователи отмечают, что значительная часть его сочинения – это пересказ или прямые заимствования из предшествующих итинерариев, главным образом, из «Описания Святой земли» Бурхарда Сионского. Исследователи полагают, что к сочинению Иоанна Полонера прилагалась несохранившаяся карта Святой земли, составленная автором. Примером описания типичного для позднего Средневековья паломничества служат путевые записки богатого нюрнбергского горожанина Ханса Тухера (1428–1491 гг.), который был на Святой земле в 1479–1480 гг. Он со своими спутниками отплыл из Венеции в Яффу, посетил Иерусалим и святые места Палестины, затем через Синай отправился в Египет, откуда вернулся на родину («Das Reisebuch des Hans Tucher». 1978 г.). Широкую популярность получила опубликованная одновременно на латыни и немечком языке книга пребендария майнцского собора Бернхарда фон Брейденбаха, который совершил паломничество в Палестину и на Синай в 1483–1484 гг. Паломника сопровождал голландский художник и гравёр Э. ван Ревейк из Утрехта, выполнивший для книги гравюры с панорамными видами различных городов и местностей. Книга Бернхарда фон Брейденбаха стала первым иллюстрированным печатным итинерарием. Своеобразным итогом развития средневековой традиции составления итинерариев по Святой земле исследователи считают монументальный «Эвагаторий по Святой земле, Аравии и Египту» немецкого доминиканца Феликса Фабри (ум. в 1502 г.). Сын богатого цюрихского горожанина, Феликс Фабри в 1452 г. вступил в доминиканский монастырь в Базеле, а с 1468 г. состоял в монастыре города Ульм. В 1480 и 1483–1484 гг. он совершал паломничества на Восток как капеллан немецких дворян. В 1484–1488 гг. на основе собственных впечатлений и обширной литературы подготовил подробные описания христианских святынь (в полной версии – около 1,5 тыс. страниц) и систематизировал сведения по религиозной ситуации, географии, этнографии, рассказал о природе, животном и растительном мире Палестины и Египта. Феликс Фабри выполнил также сокращённый немецкий перевод своего сочинения (опубликован в 1556 г.). Несмотря на то что латинский текст «Эвагатория...» был впервые напечатан лишь в XIX в., произведение пользовалось определённой известностью, сведения из него заимствовали составители других итинерариев (например, Бернхард фон Брейденбах). В период Реформации в Европе и в связи с захватом Святой земли турками-османами (1516 г.) число паломников к святыням уменьшилось. Тем не менее, сохранилось значительное число описаний паломничеств на Святую землю, составленных в XVI–XVIII вв., например, Мартина фон Баумгартена (1507–1508 гг.), Николая Христофора Радзивилла Сиротки (1582–1584 гг.), Жана Буше (1615 г.), Джорджа Сандиса (1615 г.), Генри Мондрела (1697 г.) и многих других. По своей форме они ближе не к средневековым итинерариям, а к запискам путешественников и географическим трактатам Нового времени.

 



 
PR-CY.ru