ИТИНЕРАРИЙ - Страница 17

Несмотря на утрату крестоносцами в конце XIII в. последних владений на Святой земле, число паломников в Палестину не уменьшилось. Мамлюкские султаны, с 1260 г. владевшие Иерусалимом, как правило, не препятствовали посещению святых мест, получая прибыль от продажи пилигримам специальных разрешений. Постепенно сложилась инфраструктура по организации паломничеств, которая контролировалась, главным образом, венецианцами. Если в предшествующий период паломники отправлялись на Святую землю чаще всего из портов Южной Италии (Бари, Бриндизи), то с XIV в. обычным стал маршрут из Венеции через Адриатическое и Ионическое моря. От XIV–XV вв. сохранилось гораздо больше итинерариев, чем от раннего Средневековья и эпохи Крестовых походов, возможно, благодаря более широкому распространению грамотности и письменной культуры среди различных социальных групп. По подсчётам исследователей, итинерариев, составленных в XIV в., сохранилось больше 50, в XV в. – около 140. Среди авторов итинерариев этого времени всё чаще встречаются миряне – представители высшей знати, рыцари, купцы. Вместе с тем среди путешественников на Восток по-прежнему было много монахов нищенствующих Орденов. Итальянский доминиканец Франческо Пипино из Болоньи (ум. после 1328 г.) в 1320 г. совершил паломничество в Палестину и посетил также Константинополь. Своё путешествие он описал в небольшом «Трактате о местах Святой земли» («Tractatus de Locis Terrae Santae»). Однако большую известность Франческо Пипино принёс другой труд – латинский перевод «Книги» Марко Поло (около 1302 г.) («Di frate Francesco Pipini da Bologna de' pp. Predicatori, storico, geografo, viaggiatore», 1896 г.). Французский доминиканец Гумберт Дижонский побывал на Святой земле около 1330 г. Исследователи полагают, что он входил в состав посольства во главе с латинским патриархом Иерусалима Пьером де ла Палю (1329–1342 гг.), направленного папой Римским Иоанном XXII к мамлюкскому султану Малику ан-Насиру Мухаммаду. Получив в Египте разрешение на паломничество, Гумберт морем отправился в Акко (Акра, Сен-Жан-д'Акр) и через Палестину вернулся в Египет. Своё путешествие он описал в «Книге о местах и положении Святой земли и Гроба [Господня]» («Liber de locis et conditionibus Terrae Sanctae et Sepulcro»). Около 1323 г. ирландский францисканец Симон Симеонис (Саймон Фицсимонс) вместе с другим францисканцем, Гуго, совершил путешествие из Ирландии на Святую землю и после возвращения на родину, скорее всего, как полагают исследователи, на основе путевых заметок, составил итинерарий, который сохранился в единственном неполном списке XIV в. (текст обрывается на середине описания Иерусалима). В отличие от других авторов Симон достаточно подробно описал весь свой маршрут, а не только путешествие по Ближнему Востоку.

 



 
PR-CY.ru