ИТИНЕРАРИЙ - Страница 24

Несколько описаний Константинополя были составлены путешественниками первой половины XV в. В 1403 г. столицу Византии посетил Руй Гонсалес де Клавихо, посол короля Кастилии Энрике III ко двору эмира Тимура. Флорентиец Кристофоро Буондельмонти между 1414 и 1430 гг. путешествовал по островам Эгейского моря и, по крайней мере, дважды был в Константинополе. В «Книге островов архипелага» («Liber insularum archipelagi». 2007 г.) он приводит не только подробное описание города, но и один из первых его графических планов. Заслуживает упоминания описание Константинополя в «Путешествии за моря» бургундца Бертрандона де ла Брокьера, который, однако, как отмечают исследователи, больше внимания уделял не описанию архитектурных и религиозных памятников, а заметкам этнографического характера. Термин «итинерарий» иногда используется применительно к средневековым сочинениям, в которых описываются путешествия, не связанные с паломничеством. Так, Гиральд Камбрийский назвал «Итинерарием по Уэльсу» рассказ о поездке по Уэльсу в 1188 г. в свите архиепископа Кентерберийского Балдуина, проповедовавшего в поддержку третьего Крестового похода («Itinerarium Cambriae»). Исследователи отмечают, что по форме близки итинерариям произведения Джованни дель Плано Карпини, Гильома де Рубрука (он назвал свою книгу «Итинерарий»), Марко Поло, Одорика из Порденоне и др. Практика паломничеств евреев в Иерусалим возникла, по мнению исследователей, ещё во времена вавилонского пленения и сохранялась после разрушения Второго храма, хотя первые описания подобных поездок датируются лишь XII в. Средневековый поэт и философ Иегуда Галеви рассказал в стихах о своём плавании из Испании в Египет (1140 г.). Обширный фактический материал содержится в «Книге странствий» испанского раввина Вениамина Тудельского, который больше десяти лет (около 1160 – 1173 гг.) путешествовал по торговым делам по Испании, Южной Франции, Италии, Балканам, Малой Азии, Сирии, Палестине, Египту, Аравии и Месопотамии (русский перевод: Вениамин Тудельский. «Книга странствий // Три еврейских путешественника» / Перевод, примечание: П.В. Марголин. М.; Иерусалим, 2004 г). В середине 1170 – середине 1180 гг. Палестину посетил Петахия Регенсбургский, побывавший также на Руси, в Крыму, Закавказье, Сирии и Месопотамии (русский перевод: «Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского» // Там же). Практика поездок в Палестину сохранялась вплоть до Нового времени (см.: Путешествия в Эрец-Исраэль // Краткая еврейская энциклопедия. М., 1996 г. Т.6.). С XIII в. складывается традиция деперсонализированных путеводителей по почитаемым иудеям местам, главным образом, по местам погребения ветхозаветных героев и почитаемых мудрецов талмудической эпохи.



 
PR-CY.ru