ИТИНЕРАРИЙ - Страница 11

Например, в двух наиболее древних списках хроники первого Крестового похода «Деяния франков и прочих паломников в Иерусалим» в конце приложено краткое анонимное описание Иерусалима, основанное отчасти на сочинении Беды Достопочтенного, отчасти, как полагают исследователи, на личном опыте автора. Хотя во многих сочинениях, посвящённых Крестовым походам, присутствуют элементы итинерариев, обычно это название к таким сочинениям не применялось. Исключением был «Итинерарий паломников и деяния короля Ричарда» («Itinerarium peregrinorum et Gesta Regis Ricardi») – описание третьего Крестового похода, составленное между 1216 и 1222 гг. Ричардом, каноником приората августинских регулярных каноников в Лондоне. Сохранилось значительное число записей паломников, побывавших на Святой земле в XII–XIII вв. Так, в 1102–1103 гг. Палестину посетил англосакс Севульф (Зевульф), чьё «Правдивое известие о расположении Иерусалима» («Сerta relatio de situ Ierusalem»; русский перевод: «Путешествие Зевульфа в Святую Землю, 1102-1103 гг.») сохранилось в рукописи XII в. Севульф не сообщил о себе никаких сведений, но его традиционно отождествляли с упомянутым в «Деяниях английских епископов» Уильяма из Малмсбери англосаксонским купцом, который на склоне лет стал монахом («Gesta pontificum Anglorum»). Краткий рассказ Севульфа интересен исследователям тем, что основан исключительно на личных впечатлениях автора и на услышанных им рассказах. Отплыв из Бари, Севульф побывал на островах Эгейского моря, на острове Кипр и прибыл в Яффу. На Святой земле, несмотря на недолгое там пребывание, посетил Иерусалим и его окрестности, Вифлеем и, возможно, Хеврон, Назарет, гору Фавор и Галилейское море. Паломник интересовался не только христианскими святынями (например, он первым упомянул о столе, за которым проходила Тайная вечеря, и который якобы хранился на Сионе), но и памятниками, связанными с античной историей (например, сообщил о некогда стоявшем на острове Родос колоссе). На обратном пути Севульф, по мнению исследователей, посетил Константинополь (его рассказ об обратном пути завершается прибытием в Ираклию Фракийскую). Между 1149 и 1153 гг. паломничество на Святую землю совершил исландец Никулас (ум. в 1159 г.). После того как он вернулся на родину и стал аббатом исландского монастыря Тверау, или Мункатверау (основан в 1155 г.), его рассказ о путешествии был записан на исландском языке под его диктовку, как полагают исследователи, кем-то из монахов («Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum»; русский перевод: «Древнескандинавские итинерарии). Итинерарий, составленный для паломников, которые направлялись в Рим или на Святую землю, демонстрирует широкий круг интересов исландского путешественника. Никулас счёл нужным описать весь свой путь – от Норвегии до Палестины и обратно (с указанием продолжительности переходов), в нескольких случаях он сообщил о других возможных маршрутах. В своём путеводителе исландский аббат рассказал о христианских памятниках и святынях и о другого рода достопримечательностях, которые могли представлять интерес для исландцев и были известны им из легенд: в Германии – о предполагаемом месторасположении Гнитахейда, где Сигурд убил дракона Фафнира, на территории современной Швейцарии – о городе, разрушенном сыновьями викинга Рагнара Кожаные Штаны, описывал чужеземные языки и обычаи, природные явления (например, упомянул о вулканах Сицилии, сравнив их с исландскими).

 



 
PR-CY.ru