Культура ассиро-вавилонцев

Во II тысячелетии до н.э. политическое и культурное лидерство в этом регионе переходит к ассирийцам, племенам несемитского происхождения, которые создали свое государство – Ассирию (область Ашшура). Она сначала подчинялась Шумеру, Аккаду и Уру, пока не приобрела независимость в XX в. до н.э. Правление Шамши-Адада I, пришедшего к власти около 1809 г. до н.э., стало временем расцвета Первой ассирийской державы, включавшей в себя почти все Междуречье и Сирию от Персидского залива до Средиземноморья. Однако в XII в. до н.э. царь Элама опустошил и разрушил легендарную столицу Ассирии Аккад (Агад), поэтому упоминавшаяся стела Нарам-Сина, четвертого царя Аккада, была обнаружена в Сузе (территория Элама).

В начале II тысячелетия до н.э. началось также возвышение Вавилона. Он был основан кочевниками-скотоводами, которых называли амореями – «западными», а название города происходит от аккадского слова «бабилу», что означает «врата бога». Город был расположен в центральной части Междуречья, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь же проходили важнейшие торговые пути и крупнейшие оросительные системы Месопотамии; все это способствовало возвышению города.

Расцвет Вавилона пришелся на время правления Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) – крупнейшего политика и дипломата своего времени, выдающегося организатора и полководца. В историю он вошел, прежде всего, как составитель одного из первых сборников законов, дошедших до наших дней. Двухметровый базальтовый столп с высеченными на нем законами был найден археологами в начале XX в. Хаммурапи удалось объединить под своей властью большинство семитских народов, населяющих Междуречье. И хотя объединение было непродолжительным (в 1595 г. до н.э. город был разрушен хеттами), оно надолго сохранилось в памяти людей, а сам Вавилон остался главным культурным и религиозным центром Месопотамии.

Культура вавилонской державы является по своей сути продолжением культуры Ассирии, а стиль самого ассирийского искусства был вдохновлен шумерской культурой. В целом история и культура этих стран настолько тесно переплетены, что их принято называть ассиро-вавилонскими. Вавилоняне также были наследниками шумеров и также писали клинописью на семитском языке. В столицах Ассирии – Ашшуре, Нимруде, Курсабаде, Ниневии, – которые сменяли друг друга, возводились храмы, дворцы-крепости, внутренние стены которых были украшены монументальными плитами, покрытыми рельефами. Их отличает острая жизненная выразительность и динамизм. Искусство этого периода превозносит царя, о чем свидетельствуют изображения на колоссальных барельефах.

Начиная с правления Ашшурбанипала (ок. 668–626 до н.э.), ассирийцы господствуют на всем Ближнем Востоке от дельты Нила до Сирии и Персидского залива. Они не пытались ассимилировать или сплотить завоеванные народы, а, напротив, старались их разъединить. Но из-за этого империя оказалась очень непрочной. Мидийский царь Киаксар в 614 г. до н.э. захватил Ашшур, в 612 г. до н.э. – Ниневию, столицу Ассирии, а последний ассирийский царь был разбит в 609 г. до н.э. Распад Второй Ассирийской державы способствовал новому возвышению Вавилона. Однако в 539 г. до н.э. территория страны была покорена персами, а в 331 г. до н.э. – Александром Македонским.

 



 
PR-CY.ru