РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

КОЛОДИН Александр Васильевич

Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования

§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания

§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Глава II. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий. С этой целью представляется целесообразным проанализировать исторический опыт, учесть образовательную практику соперничающих между собой позиций, но фактически утверждающих различные варианты единой стратегии общего религиоведческого образования: конфессионально ориентированного и секулярно ориентированного.

Построение философской концепции изучения религиозного и религиоведческого образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку такая концепция не только позволит рассмотреть его состояние в современной России, но и предоставит возможность определить статус и значение религиозного и религиоведческого образования для нашего общества, а также в определенной мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем. Теоретический философский анализ может послужить базой для изменения взгляда на религию и ее роль в общественном сознании, для формирования модели государственно-конфессиональных отношений в данной сфере.

До настоящего времени развитие религиоведческого и религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности, что оказывало влияние на государственную систему образования, тем самым приводя к конфликтам на существующем правовом поле. Необходимо подчеркнуть, что затяжной конфликт интерпретаций, происходящий в данной сфере, обусловлен исторически.

Во-первых, длительный процесс секуляризации науки сформировал огромный перевес «безрелигиозной» светской культуры над религиозными традициями, в результате чего даже сам интерес к религии и потребность в ней сформировались под влиянием социокультурных процессов. Сейчас происходит обратный процесс, и образование здесь выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты освоения религиозной системы ценностей светским сознанием сейчас и в перспективе.

Во-вторых, формы преподнесения знаний о религии можно на сегодняшний день признать неадекватными, поскольку возникает социально-когнитивный конфликт, приводящий либо к утрате доверия к школе, либо к нравственно-мировоззренческому кризису личности, усиленного подростково-юношеским максимализмом.

Сложившиеся в российской образовательной практике способы освоения религиозных ценностей сводятся либо к либерально-секулярной модели, ориентированной на сохранение «чистоты» светской культуры при постулировании мировоззренчески нейтрального академического религиоведения, либо к модели, культивирующей религиозные смыслы и ценности, которая в культурно-интерактивном плане предполагает интеграцию светских и религиозных культурных паттернов при приоритете религиозных ценностей. Такая поляризация на практике приводит к тому, что побеждает либо одна, либо другая точка зрения. Сегодня необходима иная постановка вопроса, предполагающая устранение конфронтации.

В настоящее время практика изучения религии в российских государственных и муниципальных образовательных учреждениях выглядит по-разному. Существующие проблемы и противоречия порождены, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой стороны, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений. В результате государственные и муниципальные образовательные учреждения Российской Федерации оказались вовлеченными в процесс переоценки ценностей в отношении религии. В этой связи актуальным является научное осмысление процессов внедрения знаний о религии в светское (академическое) образование; анализ правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений; обобщение опыта религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного состояния религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, сегодня являются предметом специального теоретического и эмпирического изучения. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения; во-вторых, тенденциозным отношением со стороны представителей общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время; в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики.

Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного и религиоведческого образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии, а также социальной философии в контексте изучения отношения разных групп населения к религии.

Вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, К.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, М.Г. Писманика, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом (прежде всего, с его социальной культурой); влияние систем образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Они также решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и студентов и т.д. 1(1 См., например, Андреев Е.А. Национальная программа «Русская школа как система воспитания и образования» // Воскресная школа. – 1998. – № 4. – С. 12; Асмолов А.Г. Психология ХХI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Мир психологии. – 1999. – № 1. – С. 198–208; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Материалы «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. – 1999 г. – № 2. – С. 3–9; Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – 440 с.; Никандров Н.Д. Духовность и религия в светском образовании // Сб. докладов VI Международных рождественских образовательных чтений. – Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова. – 1998. – С. 37–51; Писманик М.Г. Религиоведение и светская школа // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференции (Москва, 2000–2001). – М.: Рудомино, 2002. – С. 47–55. )

К непосредственному изучению отдельных аспектов религиозного и религиоведческого образования обращались религиоведы и правоведы: Т.Ю. Абдуллина, Ю.Р. Галимова, В.И. Гараджа, Ю.П. Зуев, М.Н. Костикова, Т.А. Кудрина, А.И. Кудрявцев, Р.А. Лопаткин, В.В. Луховицкий, Л.Н. Митрохин, Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, И.В. Понкин, А.В. Пчелинцев, А.Е. Себенцов, Н.А. Трофимчук, Н.В. Шабуров, М.О. Шахов, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблоков, автор этих строк и др. 2(2 См., например: Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX – XX вв. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. – № 1–2, 1998. – М.: Изд-во РАГС.– С. 38–46; Гараджа В.И. О преподавании религии. «Философия, культура и образование» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 1999. – С. 28–31; Зуев Ю.П., Кудрина Т.А., Лопаткин Р.А., Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Развитие религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации // Религия и образование: Реф. сб. / РАН. ИНИОН; РАГС при Президенте РФ / Отв. ред. Скворцов Л.В.; сост. Девина И.В. – М., 2002; Костикова М.Н. К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. – № 3, 1999. – М.: Изд-во РАГС. – С. 123–143; Митрохин Л.Н. Предельно сложная форма культуры // Народное образование. – 2000. – № 1. – С. 183–185; Понкин И.В. Правовые основы советского государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. – 416 с.; Пчелинцев А.В. Вопросы свободы совести и вероисповедания в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Десять лет по пути свободы совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. – М., 2002.; Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Радонеж, 1997, № 20, декабрь; Элбакян Е.С. Религия и теология: к проблеме демаркации объектов исследования. // Религиоведение. – 2001. – № 1; Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? // Национальные интересы. – 2002. – № 5 (22). – С. 56–62; Кудрина Т.А., Колодин А.В.Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. – № 3, 1999. – М.: Изд-во РАГС. – С. 3–14.)

Проблема взаимодействия светской школы и религиозного образования в конфессиональной школе отражена в работах, докладах и выступлениях ряда религиозных деятелей: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архимандрита Иоанна (Экономцева), протоиерея Александра Меня, протоиерея Бориса Пивоварова, священника Алексея Сысоева, протоиерея Владимира Воробьева, диакона Андрея Кураева и др. 3(3 См., например: Алексий II. Тысячелетие русской школы // Сб. докладов V Международных рождественских образовательных чтений. – Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова. – 1997. – С. 3–13; Экономцев (Игумен Иоанн) Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 15–21; Воробьев Владимир, протоиерей. Место религиозного образования в высшей школе и образовательные стандарты по теологии // Сб. докладов VIII Международных рождественских образовательных чтений. – Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова. –. 2000. – С. 177–179; Андрей Кураев, диакон. Основы православной культуры: кому и зачем? // Московские Новости от 22–28 сентября 2006 г.; Сысоев Алексей, священник. Аксиологический аспект образовательного процесса // Сб. докладов VI Международных рождественских образовательных чтений. – Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова. – 1998. – С. 186–197; Мень Александр, протоиерей. Исагогика. – М.: Фонд им. Александра Меня, 2000; Пивоваров Борис, протоиерей. Концепция непрерывного православного образования // Сб. IV Международных рождественских образовательных чтений. – Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, Российский православный университет св. Иоанна Богослова. – 1996. – С. 95–109.)

Объектом исследования выступает проблема преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования.

Предметом исследования является реализация принципов свободы совести в сфере образования, различные аспекты религиозного и религиоведческого образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании; практика реализации религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России.

Цель исследования заключается в изучении современного состояния и проблемы религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, выявлении тенденций развития религиозного и религиоведческого образования и средств оптимизации этого направления гуманитарного образования, в уточнении его содержания и методологических принципов. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

• анализ правовой базы религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации;

• разграничение понятий, существа, сфер реализации и субъектов религиоведческого и религиозного образования для обеспечения неуклонного соблюдения законодательно утвержденного принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• изучение особенностей взаимосвязи религиозного и религиоведческого образования в современной России для определения основных направлений взаимодействия государства и религиозных объединений в реализации возможности давать учащимся и студентам знания о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы;

• определение соотношения религиозного образования с религиоведческим просвещением и образованием для обеспечения права учащихся и студентов на получение знаний о религии в негосударственных образовательных учреждениях;

• обобщение мирового опыта школьного и вузовского преподавания знаний о религии и возможности его использования в условиях нашей страны.

Методологическими основаниями философского исследования сущности религиоведческого и религиозного образования и реализации его в процессе преподавания послужили исторический, философский, педагогический, психологический и культурологический подходы к изучению этого социального феномена. Теоретико-методологической основой для рассмотрения религиозного и религиоведческого образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельность включенных в нее субъектов.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна диссертации заключаются в том, что в ней осуществлено теоретическое осмысление проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации с учетом ее правовых, философских, религиоведческих аспектов. Работа является комплексным исследованием, выявляющим «узкие места» в преподавании знаний о религии в отечественных школах и вузах, содержит конкретные предложения по оптимизации этого процесса. Системный подход к изучению религиозного и религиоведческого образования показал, что и в законодательстве, и особенно в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия. Их преодоление возможно через изменение отношения государства, органов управления образованием, а также школьников, студентов и преподавателей к знаниям о религии, к обучению, которое не сводится к усвоению и принятию истин того или иного вероучения или мировоззрения, а носит характер общекультурного познавательного процесса.

Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем.

1. Обосновывается необходимость разработки единой государственной концепции религиозного и религиоведческого образования в рамках философского и культурологического подходов.

2. Осуществляется понятийный анализ религиозного и религиоведческого образования в контексте образовательной деятельности. Религиозное и религиоведческое образование определяется как деятельность по трансляции специфических видов знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемые профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся.

3. Выявляется специфика религиозного и религиоведческого образования, которая проявляется:

- в содержании транслируемого знания;

- в результате образовательной деятельности, выражающейся в воспроизводстве особого типа личности, способной осуществить осознанный выбор мировоззренческой установки;

- в качественных характеристиках религиозного и религиоведческого образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, наличии иррационального компонента);

- в характере соотношения элементов обучения и воспитания в учебном процессе.

4. Предлагается трактовка соотношения религиозного и религиоведческого обучения и воспитания, доказывается, что первое реализуется в рамках формального образования, второе – неформального, т.е. осуществляется в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и др. Показывается, что религиозное и религиоведческое образование взаимно дополняют друг друга.

5. Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого образования, выявляются принципиальные различия между ними в целях, содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в условиях становления религиозного образования возрастает значимость дальнейшего развития религиоведческого образования как фактора формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.

6. Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного и религиоведческого образования характеризуются наличием принципиальных противоречий, которые могут быть преодолены ради стабильности функционирования государственной системы образования; устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, и внутренним содержанием, определяющим связь между религиозным образованием и религиоведческим, религиозным и светским образованием. Внешние формы нормативной регуляции не вполне соответствуют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения в процессе развития государственно-конфессиональных отношений.

7. Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного и религиоведческого образования в России: взаимодействие светского и религиозного образования, формирование новых государственно-конфессиональных отношений в сфере религиозного, светского и религиоведческого образования, появление инновационных процессов в религиозном и религиоведческом образовании.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка проблемы преподавания знаний о религии дает возможность в перспективе создать развернутую целостную государственную концепцию религиозного и религиоведческого образования, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного и религиоведческого образования. Материалы данной работы могут способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей и органов государственной власти в сфере религиозного и религиоведческого образования.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 9 публикациях общим объемом 8 п.л. Автор принимал участие в работе «круглого стола» на тему «Место религии в системе государственного образования», состоявшегося 29 февраля 2000 г. на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в IV, V и VI Международных Рождественских образовательных чтениях и т.д.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем текста 183 страницы, список литературы содержит 212 наименований.

 
PR-CY.ru