Религия римлян

Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с религией греков, порождённых частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом. Историческое развитие римской религии поддаётся изучению гораздо лучше, чем греческой: исследователям видно, как она изменялась по мере роста Римского государства – от небольшой городской общины до огромной империи. Но вместе с тем в ней до самого конца оставалось много глубоко архаических черт. Активное заселение Италии начинается во II тыс. до н.э., когда с севера вторглись италийские племена. С начала I тыс. до н.э. доминирующей силой здесь становятся этруски, народ невыясненного происхождения, с развитой культурой, своеобразно сочетавшей восточные и греческие элементы. Существует миф, что этруски появились в Средней Италии после гибели Трои, что этруски и есть спасшиеся троянцы. Мифу о переселении троянцев римский поэт Публий Вергилий (70–19 гг. до н.э.) придал художественную завершённость. Однако в «Энеиде» в судьбе троянца Энея Вергилий представляет не совершённые подвиги, а предопредёленную миссию, судьбу всего римского народа и, шире, судьбу человечества. На долю Энея выпадают все горести рода людского, но страдания оправдываются целью. Причина людских страданий, согласно Вергилию, лишь в том, что никакой ум не в силах охватить всё сцепление нитей судьбы: не только люди слепы перед судьбой, но и сами боги в своём неведении пытаются выступить против судьбы, и это ведёт к трагедии. Так, Дидона и Турн, ослеплённые каждый своей страстью, выступают против конечной цели судьбы и потому гибнут; Эней же в своём благочестии подчиняется неведомой судьбе и ценой самоотречения достигает свободы. По мнению римского историка Марка Теренция Варрона (116–27 гг. до н.э.), Рим был основан в 753 г. до н.э.; он даже указывает точную дату – 23 апреля. Однако это – легенда, не отражающая никаких исторических событий. Скорее всего, возникновение Рима как города относится к VII в. до н.э. и было результатом расселения на Аппенинском полуострове племён, пришедших из Северного Причерноморья. Поселение в нижнем течении Тибра, видимо, существовало с древнейших времён, учитывая очень выгодное географическое положение, расположенное на перекрёстке морских и сухопутных торговых путей. Крупное племенное объединение латинов, укрепившееся на Тибре, и послужило началу Рима. В истории Древнего Рима историки выделяют три периода: царский период (753–510 гг. до н.э.), период республики (509–27 гг. до н.э.), период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Царский период в истории Рима они характеризуют как мифологизированный. Легенды о царствовании Нумы Помпилия (714 – 673/672 гг. до н.э.), второго царя Древнего Рима (и других римских царей), получили литературную обработку в «Римской истории» римского историка Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и частично в «Сравнительном жизнеописании» греческого историка Плутарха (45–127 гг. н.э.). Согласно их описаниям, Рим в это время жил войнами и раздорами и поэтому нуждался в мудром правителе. Сабинянина Нуму Помпилия римляне якобы пригласили на царский трон, чтобы он как человек, ставящий мир и справедливость превыше всего, смягчил воинственный и буйный нрав разношёрстного населения, стекавшегося в Рим, устремляя их силы не на войну, а на благоустройство города, обработку земли и развитие ремесла. Как и положено всякой легенде, царствование римских правителей сопровождается знамениями и чудесами, подчёркивающими способность царей общаться с богами благодаря своей находчивости и кроткой настойчивости. Нума Помпилий, например, устраивал празднества в честь богов с пышными жертвоприношениями и состязаниями, плясками и хороводами, усмирял строптивый дух римлян, угрожая им карами богов, грозными пророчествами и видениями, призывая к мирным занятиям. Предание гласит, что по его повелению в Риме был воздвигнут круглый храм богини Весты – хранительницы домашнего очага, храмы Верности и бога границ – Термина. При нём же, согласно легенде, был официально признан культ царя – Ромул объявлен божеством. Показательно, что Нуме Помпилию приписывается изменение обряда очищения от измены древним лесным божествам – Фавну и Пике: вместо человеческих голов Юпитеру стали приносить жертвоприношения в виде головок лука, человеческих волос и мелких рыбёшек. В легендах за красочными рассказами можно увидеть и реальную жизнь римлян того времени: войны, мятежи, предательства, жестокость и жадность были неотъемлемой частью их жизни. Рим того времени не представлял собой единого племени с единым культом богам. Объединение было только территориальным, и на этой территории шла борьба за главенство, за контроль над торговыми путями. Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям, первичной формой была деревня, несколько деревень сливались в окружную общину. Но занятия сельским хозяйством и ремеслом было уделом рабов, на захват которых и были направлены основные усилия мужского населения, уделявшего основное внимание войнам, грабежам и разбою. И в этой борьбе побеждали то одни, то другие.

 



 
PR-CY.ru