ИТИНЕРАРИЙ - Страница 13

Большой интерес для исследователей представляет описание Бурхардом ислама, в отличие от многих других средневековых авторов он правильно отметил, что мусульмане не язычники, а монотеисты. Первым из европейцев он упомянул об ассасинах (см. ст. Исмаилиты). О христианских святынях Бурхард написал мало, о посещении Иерусалима упомянул вскользь, однако подробно и первым среди западноевропейских авторов рассказал о Сайднайском монастыре близ Дамаска с чудотворной мироточивой иконой Божьей Матери. После захвата Иерусалима мусульманами (1187 г.) поток христианских паломников в Палестину уменьшился, но не прекратился. Не сохранилось описаний паломничеств на рубеже XII и XIII вв., но путеводители по св. местам, причём не только на латыни, но и на старофранцузском языке, пользовались популярностью (например, анонимное сочинение «Расположение города Иерусалима»). В XIII в. описание странствий по Святой земле оставил Вильбранд Ольденбургский (ум. в 1233 г.), сын графа Генриха II Вильдесхаузена, каноник собора в Хильдесхайме и впоследствии епископ Падерборна (1225–1227 гг.) и Утрехта (1227–1233 гг.). По поручению императора Оттона IV (1209–1215 гг.) и герцога Австрии Леопольда VI (1198–1230 гг.), готовивших Крестовый поход для освобождения Иерусалима, он совершил поездку в Палестину. Кроме того, Вильбранд должен был доставить правителю Киликийской Армении Левону II (1198–1219 гг.) корону, которую ему отправил папа Римский Иннокентий III. В августе 1211 г. Вильбранд прибыл в Акру (Сен-Жан-д'Акр), откуда по суше через Антиохию отправился в Сис, столицу Киликии. Затем отплыл на Кипр, где перезимовал, а весной совершил паломничество в Иерусалим, в ходе которого посетил также Иерихон и долину Иордана. Его «Итинерарий Святой земли» («Itinerarium Terrae Sanctae»), по мнению исследователей, отличается обилием подробностей о рельефе местности, климате, городских и замковых укреплениях. Вместе с тем Вильбранд описывал встретившиеся ему христианские святыни и достопримечательности, связанные с античной историей и мифологией. В сочинении Вильбранда Ольденбургского присутствуют сведения этнографического характера, в частности, он благожелательно характеризует армян, которых называет «наилучшими христианами» (optimi Christiani). Большой интерес представляет описание политической и экономической обстановки в Палестине в первые десятилетия после восстановления мусульманского владычества. О магистре Титмаре (Дитмаре), посетившем Ближний Восток в 1217–1218 гг. («Iter ad Terram Sanctam»; сохранилось в разных списках под разными заголовками), исследователям известно мало. По мнению исследователей, он был уроженцем Рейнской области и, возможно, мирянином, а не клириком. Титмар отправился на Восток, «приняв крест», однако он ничего не сообщил об участии в пятом Крестовом походе (1217–1221 гг.). Прибыв в Акру, он осмотрел святые места Галилеи, а затем вопреки обычному маршруту паломников поехал не в Иерусалим, а в Дамаск, потом, вероятно, в Багдад (впрочем, исследователи полагают, что Титмар так и не посетил столицу халифата, а описал её по рассказам). Вернувшись в Акру, он отправился на юг, осмотрел Иерусалим, Иерихон, долину реки Иордан, а также Синай, Каир и Александрию. В основном, он описал не Палестину, о святынях которой, по его словам, уже достаточно известно из других источников, а другие регионы Ближнего Востока – Дамаск, Багдад, Синай, города Египта.

 



 
PR-CY.ru