ИТИНЕРАРИЙ - Страница 14

Исследователи отмечают, что в сочинении магистра Титмара содержится немало ярких подробностей его странствий, в том числе малоправдоподобных. В некоторых случаях он явно рассказывал о собственных путевых впечатлениях (например, первым из европейцев описал развалины Петры, древней столицы Набатейского царства), в других разделах заметно использование популярных путеводителей по Палестине. Рассказ о Святой земле, её природе, жителях и христианских святынях включён в первую книгу «Истории Востока, или Иерусалима» («Historia Orientalis seu Hierosolymitana») Жака де Витри, епископа Акры (1216–1240 гг.). Сочинение построено по тематическому, а не по географическому принципу, который характерен для итинерариев. Наряду с собственными впечатлениями (Жак де Витри принял участие в пятом Крестовом походе; присутствовал при осаде и взятии крестоносцами порта Дамиетта (ныне Думьят, Египет; 1218–1219 гг.), тогда же он, как полагают исследователи, познакомился с католическим святым Франциском Ассизским), включил в свой труд материалы из других описаний Святой земли, в том числе из сочинений латинского хрониста архиепископа Вильгельма Тирского (ум. около 1186 г.). Со второй половины XIII в. среди европейских путешественников на Восток увеличилось количество монахов ниществующих Орденов – доминиканцев и францисканцев. Так, норвежский францисканец Мауриций (Маврикий) составил итинерарий, где описал плаванье из Скандинавии в Палестину вокруг Западной Европы (от этого сочинения сохранилось лишь два фрагмента; «Itinerarium in Terram Sanctam» и «Monumenta Historica Norvegiae»; русский перевод: «Древнескандинавские итинерарии». 2001). Исследователи полагают, что францисканец сопровождал норвежского барона Андерса Николассона, который в 1270 г. отправился в Палестину, чтобы принять участие в восьмом Крестовом походе. Мауриций описал маршрут, по которому двигалась экспедиция, в редких случаях указывал расстояние между отдельными пунктами или пересказывал предания, связанные с достопримечательностями (например, о том, как Карл Великий бросил в море копьё, дойдя до Гибралтарского пролива, а также о часовне в Тарсе, якобы построенной собственноручно апостолом Петром). Самое подробное описание Святой земли в Средние века составил немецкий доминиканец Бурхард Сионский. О нём исследователям почти не сохранилось достоверных сведений, есть лишь некоторые указания, что он был уроженцем города Барби близ Магдебурга (по одной из версий, происходил из рода графов Барби). Бурхард совершил паломничество в Палестину в 1283–1285 гг., возможно, в составе посольства, отправленного германским королём Рудольфом I Габсбургом (1273–1291 гг.) к египетскому султану. Первый вариант «Описания Святой земли» Бурхард составил ещё в Палестине и отправил на родину вместе с планом Святой земли (не сохранилось). Более подробно он описал своё путешествие, по мнению исследователей, уже после возвращения в Европу («Descriptio Terrae Sanctae»). Впервые была сделана попытка дать полное и систематическое описание Святой земли по 12 «секторам», сходящимся у Акры. Описание каждого «сектора» – фактически отдельный итинерарий, в котором Бурхард указал важнейшие христианские святыни, а также все места, упомянутые в Священном Писании.

 



 
PR-CY.ru