ИТИНЕРАРИЙ - Страница 15

В отдельный раздел выделено подробное описание Иерусалима, где автор провёл достаточно продолжительное время (как полагают исследователи, в монастыре францисканцев на Сионе, возникшем в середине XIII в., отсюда прозвище Бурхарда). Он рассказал о Палестине и соседних с ней областях Сирии и Малой Азии и ничего не написал о Синае и Египте. Доминиканец пользовался письменными источниками (в частности, книгой Жака де Витри), однако в основе большинства описаний – его собственные впечатления и сведения, полученные им от местных жителей. Опираясь на собственный опыт, порой он оспаривал недостоверные, по его мнению, предания. Бурхард интересовался древними памятниками (достаточно подробно описал руины Самарии и финикийского города Амрит, попытался представить топографию Иерусалима в историческом ключе, отметил как изменялся облик города с течением времени). В качестве приложения в сочинении Бурхарда есть сведения о флоре и фауне Палестины, а также рассказ о живущих там народах и об их верованиях. Исследователи считают, что описание обрядов и быта восточных христиан, сохранившееся в «Описании Святой земли» Бурхарда Сионского, – одно из наиболее точных и подробных в Средние века. Доминиканец отметил, что на Ближнем Востоке сосуществовало много групп христиан, различавшихся в вероучительном и церковно-административном отношении: сиро-яковиты, несториане, армяне, греки и др. Подробно Бурхард описал Армянскую церковь (автор прожил при дворе армянского католикоса две недели). Примечательно, что Бурхард, хотя и называл восточных христиан, прежде всего, греков, «еретиками» или «схизматиками» (кроме тех, кто приняли Лионскую унию 1274 г.), весьма высоко отзывался об их моральном облике и, напротив, сурово критиковал проживавших на Святой земле «латинян», которые, по его словам, «хуже всех прочих» («peiores omnibus»). В Средние века и раннее Новое время сочинение Бурхарда Сионского снискало заслуженную популярность: исследователям известно больше 90 рукописных копий «Описания Святой земли» (во многих манускриптах оно дано в сокращённом виде), многократно издавалось (первое издание – в Любеке в 1475 г.). Другой доминиканец, флорентиец Рикольдо да Монтекроче (1243–1320 гг.), отправился на Восток в 1288 г., чтобы проповедовать сиро-яковитам и несторианам и склонить их к унии с Римско-католической церковью. Совершив паломничество по Святой земле, он проехал через Сирию, Киликию, Армению, посетил Тебриз и Мосул и в 1291 г. прибыл в Багдад (в то время – в составе государства Хулагуидов), где, по мнению исследователей, прожил довольно долгое время (возможно несколько лет). Известие о падении крепости Сен-Жан-д'Акр, последнего оплота крестоносцев на Востоке (1291 г.), произвело на Рикольдо сильное впечатление, он посвятил этому событию пять горестных писем, в которых обращался ко Господу Богу, Пресвятой Богородице и разным святым. В Багдаде Рикольдо написал и «Книгу паломничеств» («Liber preregrinacionis»). По мнению исследователей, Палестина описана довольно кратко, хотя он успел посетить все главные святыни – Галилею, Иерусалим, долину Иордана, Вифлеем, Иерихон. Автор не упустил важных топографических деталей; так, в «Книге паломничеств» впервые приводится маршрут Via Dolorosa. Рикольдо подробно описал быт и религиозные обряды восточных народов: турок, монголов, арабов, а также особенности богослужения сиро-яковитов, несториан-халдеев, маронитов; первым из европейцев он упомянул о секте мандеев.

 



 
PR-CY.ru