ИТИНЕРАРИЙ - Страница 21

Первые сведения о христианских паломничествах в Рим относятся к концу II – началу III вв. (равноапостольный Аверкий Иерапольский, Ориген), но широкое распространение они получили в IV–V вв. в связи с почитанием святых римских мучеников. Первые упоминания о христианских памятниках Рима исследователи встречают в кратком компендиуме Полемия Сильвия «Что есть в Риме» («Quae sint Romae»; около 449 г.) и у Захарии Ритора в Бревиарии (первая половина VI в.; составлен на основе несохранившегося латинского оригинала). С VI–VII вв. появляются тексты, посвящённые христианским святыням Рима и окрестностей. При папе Григории I Великом (590–604 гг.) некий Иоанн привёз из Рима в дар лангобардской королеве Теоделинде (589–626 гг.) 14 пузырьков с «елеем от святых» (olea de sanctorum; исследователи полагают, что это было масло из лампад, горевших у гробниц мучеников). К каждому пузырьку прилагалась пояснительная записка (pittacium), кроме того, на отдельном папирусном листе были перечислены имена всех этих святых с местами их упокоения, главным образом, пригородные римские мартирии, за исключением церкви во имя мучеников Иоанна и Павла на холме Целий (в настоящее время пузырьки, пояснительные записки и каталог хранятся в музее собора св. Иоанна Предтечи в городе Монца, Северная Италия). В форме итинерария был выполнен «Перечень церквей города Рима» («Notitia ecclesiarum urbis Romae»; между 625 и 649 гг.). В нём описан маршрут по Риму, начиная от церкви во имя мучеников Иоанна и Павла на север к Фламиниевым воротам и далее к пригородным мартириям с востока на запад. Маршрут заканчивался у базилики св. Петра на Ватиканском холме. Сходный маршрут, начиная от базилики св. Петра возле Корнилиевых ворот и далее с востока на запад до церкви св. Панкратия у Аврелиевых ворот, представлен в итинерарии, который, по мнению исследователей, был составлен между 648 и 682 гг., но сохранился лишь в написанных в XII в. «Деяниях английских королей» Уильяма из Малмсбери (отсюда его название «Малмсберийский итинерарий» «Itinerarium Malmesburiense»). Почти аналогичный маршрут, но в противоположном направлении, описан в составленном около 635–645 гг. трактате «О местах [упокоения] святых мучеников» («De locis sanctis martyrum»). Маршрут начинается с базилики св. Петра, затем через пригородные мартирии, проходит по Риму с запада на восток и оканчивается на Фламиниевой дороге у церкви мученика Валентина. Дальше следует перечисление 21 римского храма (не по географическому принципу). Во второй половине VIII в. или в первой половине IX в. был составлен так называемый Айнзидельнский итинерарий (Itinerarium Einsidlense; назван по месту хранения единственной рукописи – монастырю Айнзидельн в Швейцарии), включающий 12 паломнических маршрутов по Риму с указанием святынь. По мнению исследователей, эти описания маршрутов по Риму были созданы в результате реальных паломничеств. Первое сохранившееся описание путешествия в Рим, составленное в форме итинерария, исследователи датируют концом Х в., когда новоизбранный архиепископ Кентерберийский Сигерик прибыл в Рим за паллием (990 г.).

 



 
PR-CY.ru