ИТИНЕРАРИЙ - Страница 18

Заметки о паломничестве на Святую землю оставили францисканцы Антонио ди Рибольди из Кремоны (был в Палестине в 1327–1330 гг.) и Никколо да Поджибонси из Флоренции (путешествовал на Ближнем Востоке в 1345–1350 гг.). «Заморская книга» Никколо да Поджибонси («Libro d'oltramare di Fra Niccolò da Poggibonsi». 1881 г.) была написана не на латыни, а на народном итальянском языке. Во время паломничества францисканец посетил не только главные святыни Палестины, но и Сирию, Египет, возможно, Персию. В 1335–1336 гг. на Святой земле побывал итальянский августинец-еремит Якопо да Верона. Он описал своё путешествие в «Книге паломничества» («Liber peregrinationis»), хотя и заимствовал значительную часть изложенных им сведений из других произведений (особенно из «Описания Святой земли» Бурхарда Сионского). Автором сочинения, близкого по форме итинерариям, был Вильгельм фон Больдензеле (около 1285 – 1339 гг.), урождённый Отто фон Нойенхаузен, сын министериала на службе епископа Минденского. В молодости Отто вступил в доминиканский конвент св. Павла в Миндене, но в 1330 г. самовольно оставил его, сменил имя на Вильгельм и взял фамилию матери Больдензеле. Прибыв в Авиньон, он смог испросить у папы Иоанна XXII прощение и, возможно, в качестве епитимии, отправился на Святую землю. В 1332–1334 гг. посетил Сирию, Палестину, Синай и Египет. После возвращения в Европу познакомился в 1337 г. в Авиньоне с кардиналом Эли Талейраном де Перигор, по просьбе которого написал «Книгу о некоторых заморских странах и в особенности о Святой земле» («Liber de quibusdam ultramarinis partibus et praecipue de terra sancta»). Это сочинение быстро стало популярным как в латинском оригинале (исследователям известно около 30 рукописей), так и в переводах на старофранцузский язык (около 1350 г.) и рипуарский диалект средненижненемецкого языка (конец XIV в.). Сочинение Вильгельма фон Больдензеле стало одним из основных источников широко известного в Средние века псевдогеографического произведения «Путешествия сэра Джона Мандевиля» (Джон Мандевиль – вымышленное лицо). Сочинение Вильгельма фон Больдензеле активно использовал и его младший современник, возможно, лично знакомый с ним, Лудольф из Зюдхайма, пресвитер из Вестфалии, путешествовавший по Ближнему Востоку в 1336–1341 гг. в качестве капеллана одного немецкого рыцаря. Написанная Лудольфом «Книга о путешествии на Святую землю» («Liber de terrae sanctae itinere») известна исследователям в двух редакциях. Ранняя посвящена епископу Готфриду Оснабрюкскому (1321–1349 гг.), более подробная – епископу Балдуину Падерборнскому (1340–1361 гг.). Исследователи отмечают, что по жанру произведение Лудольфа ближе к путеводителю для паломников, чем к путевым запискам, однако наряду со сведениями, которые автор позаимствовал из других сочинений, в «Книге о путешествии на Святую землю» встречаются и ценные самостоятельные наблюдения.

 



 
PR-CY.ru