Религия греков

В середине II тыс. до н.э. на Крите существовало богатое и могущественное государство, располагавшее сильным флотом и сумевшее благодаря этому завязать обширные связи с островами Эгейского моря и некоторыми центрами континентальной Греции. При полном господстве на море жители Крита не считали нужным укреплять свои населённые пункты неприступными стенами. Сведения об их жизни и религиозных верованиях частично сохранились в мифах Древней Греции, частично были получены в результате археологических экспедиций. Жители Критского царства поклонялись Золотому тельцу, что нашло отражение в легенде о царе-быке Минотавре и его роскошном дворце в Кноссе – Лабиринте, где ему приносились человеческие жертвы из числа пленных или рабов, присланных в качестве дани. В честь Золотого тельца проводились спортивные состязания, на которых с разъярёнными быками вступали в бой или специально подготовленные юноши из критян, или обречённые на неравный бой с сильным животным рабы и пленные. Это тоже нашло отражение в греческих мифах (например, с быком должны были сражаться аргонавты). Минойское царство представляло собой типичное протогосударство, имевшее много общих черт с ближневосточными. Его основу составляла государственно-распределительная система хозяйствования с использованием принудительного труда. Главой царства был верховный жрец, т.е. по форме правления Минойское царство являлось теократическим государством. С именами Миноса и Радаманта связаны первые упоминания о законах, при помощи которых сохранялся древний уклад (запреты на пьянство, чрезмерное обогащение и т.д.). Суд ещё не имел государственного значения. В XIV в. до н.э. Критское царство постигла экологическая катастрофа. В результате мощного вулканического извержения на островах, расположенных южнее острова Крит, плодородная земля Крита и побережья Египта оказались непригодными для обитания, из-за чего жители острова переселились на восточное побережье Средиземного моря и вошли в историю под именем финикийцев. Историки говорят, что они имели достаточно высокий уровень культуры, были опытными мореплавателями, умели строить города. Финикийцы основали на восточном побережье Средиземного моря город Тир, вели успешную морскую торговлю, соперничая в этом с греками. В Египет они поставляли ливанский кедр и оливковое масло из Греции, из Египта везли пшеницу, не гнушались работорговлей, разбоем и морским пиратством. Исследователи полагают, что и раньше они имели достаточно прочные связи с хананеями, населявшими плодородную равнину между морским побережьем и рекой Иордан. Евреи прозвали финикийцев «плиштим» (от евр. – «вторгшимися»), которые также стремились овладеть этой землёй, якобы обетованной им Богом. От слова «плиштим» происходит греческое название этого народа – «филистимляне», а их страны – «Палестина». По времени огромная экологическая катастрофа, случившаяся в XIV в. до н.э., совпадает с исходом евреев из Египта. Видимо, ветер отнёс продукты вулканического извержения в дельту Нила, из-за чего данная местность перестала быть на какое-то время пригодной для проживания. Предание говорит, что евреи ушли именно из окрестностей города Раамсес, расположенного в самом нижнем течении притоков Нила, практически на побережье. Эти события зафиксированы в Торе под названием «казни египетские». Согласно преданию, вода в Ниле стала непригодной для питья (после оседания вулканического пепла вода действительно могла стать непригодной), тьма кромешная, которая на три дня накрыла Египет своей пеленой, свидетельствует о мощности извержения и количестве выброшенных в атмосферу дыма и пепла. Нарушенное экологическое равновесие способствовало появлению огромного количества жаб, саранчи, вшей и других насекомых. Выжившие, но обезумевшие дикие звери и гады стали искать спасения в жилищах египтян. И даже сильнейший град, образованию которого способствовал выброс в атмосферу огромного количества тепла из вулканов, является лишним подтверждением непосредственной связи описанных в Торе событий с тем извержением, в результате которого погибло несколько островов в Средиземном море. В предании говорится также о невиданной ранее детской смертности и поголовном падеже скота (такие события тоже могли быть следствием вулканического извержения). Предание в дальнейшем было преобразовано в идеологизированную форму мифа, послужившего основанием для формирования иудаизма. У семитов, покинувших пределы Египта, идея бегства настолько глубоко проникла в сознание, что была зафиксирована в мифе об изгнании Адама из рая. В конце концов, они смогли занять узкую полоску плодородной земли между восточным берегом реки Иордан и пустыней. Филистимляне, занявшие земли от западного берега Иордан до побережья Средиземного моря, дали вновь пришедшим племенам название «евреи». Слово «евреи» («иври») буквально означает – «люди с другого берега» (реки Иордан), а их язык, соответственно, – «иврит». Мощное вулканическое извержение послужило не только основой для греческой легенды о затонувшей Атлантиде, но, видимо, повлияло на всё их мировоззрение. В начале мироздания греки видели только слепую безликую силу богов, называя её Хаосом.

 



 
PR-CY.ru