ИТИНЕРАРИЙ - Страница 12

Никулас дал подробное описание христианских храмов и других памятников в Риме, а его рассказ о Святой земле, напротив, лаконичен, хотя и содержит интересные для исследователей подробности: об обретении мощей Иоанна Предтечи в Самарии, которую паломник назвал «замок св. Иоанна», об отпечатках крови Иисуса Христа на камнях Голгофы, о часовне на берегу Иордана, где Христос, по преданию, раздевался перед Крещением. В XII–XIII вв. в Скандинавии были созданы ещё несколько итинерариев с описанием паломнических маршрутов на Святую землю, но все они по объёму и количеству деталей, по мнению исследователей, уступают сочинению исландского аббата. Краткое «Описание Святой земли», сохранившееся в рукописи XII в., составил посетивший Святую землю до 1165 г. итальянский монах Белард Асколийский. В большинстве случаев автор ограничился перечислением географических пунктов и важнейших христианских святынь, однако его итинерарий помогает исследователям уточнить некоторые детали архитектурной истории Палестины в эпоху Крестовых походов. В 1160 гг. с паломническими целями побывал в Палестине немецкий пресвитер Иоанн Вюрцбургский. После возвращения домой (около 1165 г.) он составил «Описание Святой земли» («Descriptio Terrae Sanctae»). Паломнические маршруты Иоанна Вюрцбургского проходили от Галилеи до Синайского полуострова, путешественник обращал внимание как на христианские памятники и реликвии, так и на политическую ситуацию на Ближнем Востоке, культуру и обычаи других народов. В сочинении он сообщил важные сведения по топографии Иерусалима в период между вторым и третьим Крестовыми походами, привёл ряд эпиграфических надписей. В «Описании Святой земли» Иоанна Вюрцбургского сохранились свидетельства увеличения межэтнических противоречий в Иерусалимском королевстве: автор критикует французов за стремление приписать себе основные заслуги в освобождении Иерусалима и превозносит подвиги немецких рыцарей (Francones). Паломник посвятил «Описание Святой земли» своему другу Дитрику, которого, как полагают исследователи, можно идентифицировать с Теодориком, автором небольшого сочинения «О святых местах» («De locis sanctis»), сохранившегося в двух рукописях XV в. Теодорик, скорее всего, как полагают исследователи, уроженец Рейнской области (встречающиеся в литературе утверждения, что он был монахом в Хиршау (Бавария), исследователи считают ошибочными), побывал в Палестине в 1169 или 1172 г. Помимо собственных впечатлений Теодорик использовал и письменные источники, в частности, сочинения Рорго Фретелла и Иоанна Вюрцбургского. В отличие от предыдущих авторов страсбургский фогт (vice-dominus) Бурхард отправился в 1175 г. на Ближний Восток не как паломник, а как посол императора Фрижриха I Барбароссы (1155–1190 гг.) к султану Салаз-ад-Дину (в европейской традиции Саладин). Бурхард посетил в Египте Александрию и Каир, а затем через пустыню достиг Дамаска, откуда через Палестину вернулся в Египет. Написанный им отчёт о путешествии сохранился в составе хроники Арнольда Любекского. Большая часть сочинения Бурхарда («De statu Egypti vel Babylonie») посвящена описанию Египта, причём основное внимание автор уделил природным диковинам, экзотическим флоре и фауне, а также нравам и обычаям местных жителей. Он первым из средневековых западных авторов упомянул о христианском государстве в Нубии (на территории современного Северного Судана и Южного Египта).

 



 
PR-CY.ru