ИТИНЕРАРИЙ

ИТИНЕРАРИЙ (лат. itinerarium, от лат. «iter» – «путь, поездка, дорога») – описание маршрутов (как правило, сухопутных) между различными пунктами с указанием промежуточных стоянок и часто расстояния между ними. В латинской христианской литературе итинерариями называют путеводители по местам паломничества (Палестина, Рим, Сантьяго-де-Компостела и др.), а также путевые записки пилигримов. В Византии заметки паломников и описания св. мест получили название проскинитариев, в русской традиции к подобным сочинениям были близки хожения. Тексты, сходные по форме с итинерариями, были известны на Ближнем Востоке (в Вавилонии, Ассирии, Хеттском государстве) уже в конце III тыс. до н.э. Наиболее подробный из них (сохранился в трёх версиях) датируется началом II тыс. до н.э.; в нём описано путешествие (возможно, военный поход) из Южной Месопотамии в город Эмар на верхнем Евфрате (ныне Талль-Маскана, близ города Халеб, Сирия) с указанием промежуточных пунктов и времени, потраченного на переход между ними. К вавилонским итинерариям типологически близко описание скитаний Израиля по пустыне в Ветхом Завете (Числ. 33:1–49). В Древней Греции были широко распространены периплы (греч. – плавание вокруг), в которых описаны морские маршруты и плавания с указанием стоянок и расстояния между ними, но сухопутные итинерарии практически не известны. Имеются лишь косвенные сведения о существовании подобных текстов. Так, в войске царя Александра Великого (336–323 гг. до н.э.) специальным «счётчикам шагов» было поручено измерять расстояние между стоянками, а также описывать местность (рельеф, флору, фауну и т.д.). Записки «счётчиков шагов» не сохранились, но известны исследователям по сообщениям позднейших античных географов. Для возникшего в эллинистическую эпоху жанра географического описания периэгезы (букв. – «обведение вокруг») были характерны большая детализация, наличие исторических и мифологических экскурсов (например, «Описание Эллады» Павсания и др.). Периэгетические сочинения повлияли на записки средневековых паломников. Единственный известный исследователям сухопутный итинерарий эпохи эллинизма – «Парфянские стоянки» Исидора Харакского (I в. до н.э. – I в. н.э.). В этом небольшом трактате (исследователи полагают, что он был частью более обширного географического сочинения, написанного по заказу римского императора Октавиана Августа в связи с предполагаемым походом на Парфию его внука Гая Цезаря в 1 г. до н.э.) описаны главные дороги Парфянского государства от Месопотамии до Арахосии (территория современного Афганистана и Пакистана). Исследователи полагают, что Исидор пользовался парфянскими официальными документами, т.к. он указывает расстояния в ближневосточных схойнах (около 5,5 – 6 км), а не в греческих стадиях. Поскольку в Древнем Риме строительству дорог придавалось большое значение, уже в эпоху республики существовала практика описания путей и расстояний между пунктами.

 



 
PR-CY.ru