ИСКУШЕНИЕ - Страница 20

Традиционной стала предложенная Евагрием Понтийским схема восьми греховных помыслов, искушающих человека. Каждой части души соответствуют свои помыслы: вожделеющей – помыслы чревоугодия, блуда и сребролюбия; яростной – печали, гнева и уныния; разумной – тщеславия и гордыни. Преуспеть в духовном делании монах может только в том случае, если научится отсекать все виды дурных помыслов, т.е. если сможет очищенным умом различать движения души к злу и пресекать их. Аскет должен внимательно наблюдать за помыслами, изучать их взаимосвязь, происхождение, а также особенности их «ремесла». Очищение души и способность духовного различения зависимы друг от друга: чем больше монах внимает себе, тем чище становится его душа, и чем чище она становится, тем больше усиливается её духовное зрение. В конечном счёте, стяжавший бесстрастие уже «легко распознаёт козни врага». Одним из эффективных средств борьбы с искушением Евагрий называет противоречие помыслам: «При искушении не приступай к молитве, не сказав несколько гневных слов угнетающему (тебя бесу),… если ты с гневом скажешь что-нибудь бесам, то уничтожишь и изгладишь мысли, (внушённые твоими) сопротивниками». Евагрий Понтийский составил большое сочинение «Опровергатель», содержащее обширную подборку реплик (в основном, цитаты из Священного Писания), которые он рекомендует повторять во время искушения. Все цитаты сгруппированы в соответствии с его схемой восьми греховных помыслов (см. ст. Евагрий Понтийский). Результатом успешной духовной борьбы Евагрий Понтийский называет бесстрастие, т.е. свободу от гнёта страстей. По его учению, бесстрастие может быть несовершенным, когда оно измеряется силой побеждаемого демона, и совершенным, когда душа достигает победы над всеми демонами. Однако искушения не прекращаются и на этом этапе; в состоянии бесстрастия душа продолжает подвергаться соблазнам, но становится недоступной для них: «Добродетели не пресекают нападений бесов, но сохраняют нас невредимыми от них». Применительно к возвышенному созерцательному этапу жизни Евагрий Понтийский говорит об искушениях в несколько ином аспекте. Для совершенного христианина искушением является уже не опасность уклонения к чувственному или мысленному греху, но «ложное мнение», которое может сложиться в его уме относительно мира видимого или невидимого. Психология искушения раскрывается в «Духовных словах», которые приписываются преподобному Макарию Великому, через разностороннее исследование помыслов, их видов и характера действия в сердце подвижника. Автор Слов вводит читателя в глубины душевного мира аскета и стремится показать, что искушение кроется внутри человека. Пустыня и одиночество наилучшим образом обнаруживают источник греха, который скрывается в помрачённом сердце; его очищение становится основной задачей отшельника, а борьба с искушением составляет суть подвига. Понятие «помысел» в Словах многозначно. В душе человека присутствуют природные, невинные помыслы, однако после грехопадения душа не может выделить их, не имеет над ними контроля. В беспорядочные помышления сердца закрадываются всеваемые демонами греховные помыслы: «...Грех со скверными его помыслами и бесчисленное множество демонов вкрадываются в помыслы сердца и располагаются там».

 



 
PR-CY.ru