ИСКУШЕНИЕ - Страница 21

Закрепившись, помысел приводит ко греху, а когда грех посредством навыка укореняется, то он властвует над душой, так что она сама начинает производить лукавые помыслы. В результате зло «живёт и действует в сердце». Небесные, божественные помыслы просвещают душу и даруют ей покой, и если благодать овладевает сердцем, то тогда уже она, а не грех, царствует в нём. Задача христианина состоит в том, чтобы его «произволение всегда было несогласным и несослагающимся с лукавым», поскольку зло, вошедшее в мир людей посредством греха Адама, в его потомках имеет «силу побудительную, но не принудительную». От произволения человека зависит больше, нежели просто принять или отвергнуть грех, т.к. именно посредством воли человека зло становится реальностью: «Ужасная сила лукавого без содействия человеческого произволения слаба и почти мертва или лишь кажется страшной и угрожающей. Но когда он (лукавый) имеет (на своей стороне) произволение (обольщаемого человека), содействующее его (лукавого) желанию и наслаждающееся его подлогами, то (лукавый), словно живой и могучий человек, воюет с ним (человеком) посредством его (произволения)». Однако, утверждая это, автор Слов не полагает, что если на стадии прилога отвергнуть греховный помысел, то грех будет окончательно побеждён: «Каждый желает не допустить прилога – и не в силах. Откуда это (происходит), если не от живущего (в нас) греха, как сказал апостол (Рим. 7:17), который (грех) есть корень страстей и пастбище бесов». В «Послании к чадам», которое приписывается преподобному Макарию Великому, выделяется два периода в жизни аскета, когда наиболее сильны искушения; эти периоды делят время подвига на три больших этапа. В начале подвига, «когда человек обратится к благу, отречётся от зла, предаст себя познанию самого себя…», Бог дарует усердному монаху навык в постах и бдении, свободу от привязанности к материальному, терпение, внимание себе. После того как заложено основание подвига, монах входит в длительную брань с бесовскими приражениями, которые пытаются либо ввергнуть аскета в уныние и изгнать его из пустыни, либо внушают тщеславные помыслы, либо разжигают плотскую похоть. В результате этой борьбы в том случае, если аскет устоял, Бог укрепляет сердце подвижника Своей силой, дарует ему «плач, радость и отдохновение, так что (инок) становится сильнее врагов». Вторым периодом искушения становится борьба, которая должна привести подвижника к высотам совершенства и созерцания Бога. «Когда Бог видит, что сердце укрепилось против врагов, тогда Он мало-помалу отнимает от него (Свою) силу», подвижник вновь подвергается нападениям бесов посредством различных видов невоздержания, так что он «оказывается подобным лишённому руля кораблю, который бьётся о скалы». Когда же сердце аскета начинает изнемогать в этой брани, Бог возвращает ему Свою силу, «и тогда Благой Бог начинает отверзать очи сердца, дабы человек познал, что Бог есть Тот, кто укрепляет его». Таким образом, цель искушения автор послания, в конечном счёте, полагает в том, чтобы человек познал свою немощь и вместе с тем силу Бога.

 



 
PR-CY.ru