ИСКУШЕНИЕ - Страница 12

Святоотеческое понимание искушения сформировалось под влиянием библейского повествования, во многом благодаря его толкованиям. Первые упоминания об искушении в раннехристианской литературе связаны с толкованием Христовых искушений. Эти искушения связываются христианскими авторами с другими ключевыми событиями земной жизни Христа и таким образом рассматриваются в контексте всей истории спасения. Искушение Христа вошли в состав типологических сопоставлений, таких как Христос – Новый Адам и Христос – Новый Израиль. Уже древние авторы отмечают прообразующий характер Христовых искушений: Спаситель показал Своим ученикам пример противостояния дьяволу. Тема искушения Христа использовалась в христианской проповеди, в частности, в огласительных беседах перед таинством крещения. Связь между крещением и искушением является значимой как для раннехристианских авторов, так и для последующей традиции. Подобно тому как за Крещением Христа в водах Иордана последовало искушение, так и каждый христианин, выходя из вод крещения, вступает на путь борьбы. На формирование понимания искушения в первые века христианства значительное влияние оказали гонения, которые воспринимались христианами в качестве испытания веры. Как и в Священном Писании, в христианской литературе искушение рассматривается в двух основных значениях: испытание и соблазн. Мученик Иустин Философ в толковании 21-го псалма связывает искушение Христа в пустыне с Его крестными страданиями, в которых он видит исполнение пророчества псалмопевца: «Множество тельцов обступили меня; тучные быки Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21:13–14, по Септуагинте). В толковании мученика Иустина Философа тельцами и быками были пророчески названы иудейские книжники и фарисеи, а львом – сатана, искушавший Христа. Прообраз борьбы Христа с дьяволом мученик Иустин Философ усматривает также в борьбе Иакова с Богом (Быт. 32:24–29). Бог наделил мужественного Иакова именем Израиль, что значит «побеждающий силу», – это было прообразом того, как Христос одолеет дьявола. Через победу Христа все верующие в Него становятся «благословенным Израилем», т.е. обретают силу противостоять злу. В христианской традиции искушения Христа сопоставлялись не только с искушением Израиля, но и с искушением прародителей в раю. Это типологическое толкование основывается на представлении о Христе как Новом Адаме, Который исправил ошибки первого Адама, поскольку «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Христос побеждает те искушения, которые не выдержал Адам. Эта параллель, впервые представленная у мученика Иустина Философа, систематически изложена у священномученика Иринея Лионского в контексте его учения о рекапитуляции.

 



 
PR-CY.ru