ИСКУШЕНИЕ - Страница 18

Таким образом, борьбу с дьяволом Антоний воспринимает как испытание и средство духовного роста; подвижника он уподобляет многострадальному Иову. «Где был Ты? – спрашивает Бога израненный Антоний. – Почему не явился вначале – пpекpатить мои мучения?» Ответ Спасителя объясняет значение понесённой скорби: «Здесь пpебывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твоё pатобоpство; и поскольку устоял ты и не был побеждён, то всегда буду твоим помощником и сделаю тебя всюду известным». Источником соблазна для праведника становятся и приходящие в пустыню люди, т.к. они не только тревожат его частыми посещениями, но и искушают похвалами и просьбами сотворить чудо. В ответ на все новые искушения преподобный Антоний продвигается дальше и дальше в пустыню и, наконец, достигает символично названного места, «внутренней пустыни», где обретает покой, несмотря на продолжающиеся нападки бесов. В сохранившихся посланиях преподобного Антония называются три источника искушения: потребности тела, невоздержанность души и коварство злых духов. Если душа «не даёт себе послабления и упорствует в свидетельстве, которое Дух рождает в уме», то человек остаётся свободен от всех этих соблазнов, однако в случае небрежения злые духи берут верх, насаждают в его теле страсти, вследствие чего душа помрачается и страдает. Отвергнуть искушение, в понимании Антония, значит отличить в самом себе естественное от противоестественного. Христианский подвижник стремится к первозданной чистоте, которая в нынешнем состоянии помрачена грехом. По убеждению преподобного Антония, различение добра и зла доступно только тому, кто «познаёт собственный ум». Самопознание и самоиспытание, о которых много пишет в посланиях преподобный, составляют основу подвижничества: «…Тот, кто знает себя, знает Бога, а тот, кто знает Бога, достоин служить Ему, как подобает». В конечном счёте, самопознание, а также опыт сопротивления злу, даёт аскету власть над злом и приводит к осознанию его чуждости «природе нашей умной сущности» и вместе с тем к осознанию родства с Богом, а также с другими людьми. Уже в ранней монашеской литературе выражена мысль о том, что искушения не просто сопутствуют подвижнической жизни в силу различных причин, но и необходимы для неё: «преуспеяние монаха обнаруживается в искушении». Этой теме посвящено послание преподобного Аммона «Об искушениях, случающихся с преуспевающими по Богу…», в котором он отвечает на вопрос, почему искушения постигают уже преуспевших и стяжавших дары Святого Духа подвижников. Преподобный Аммон высказывает уверенность, что без искушений душа не может развиваться в добродетели: «Если не нападает на вас искушение, явное или тайное, то не можете вы продвинуться (в своём духовном преуспеянии) сверх меры, (уже достигнутой) вами». По мысли Аммона, если христианин получает от Бога некое благословение, то неизбежно его постигают дьявольские искушения с целью лишить его этого дара, человек же должен потрудиться, чтобы его сохранить. Ссылаясь на Притч. 3:12 («кого любит Господь, того наказывает»), преподобный Аммон уточняет, что искушениям подвергаются только верные чада Божьи, которых Господь хочет закалить в вере и утвердить в добродетели, поэтому само наличие искушений должно ободрять подвижника.

 



 
PR-CY.ru