ИСКУШЕНИЕ - Страница 16

Человек в таком случае несёт полную ответственность за грех, поскольку сам искушает себя невоздержанностью. Демон же, «пользуясь этой первой погрешностью, поощряет и возбуждает (нас) всеми средствами, стараясь шире распространить грехи». В конечном счёте, когда в душе укореняется та или иная страсть, человек уже не может не грешить и становится рабом греха, для совершения которого и вовсе не нужны посторонние искушения. В связи с темой искушения Ориген говорит о происхождении помыслов, которые, исходя из сердца, рождают различные воспоминания или представления. По его мнению, помыслы «иногда происходят от нас самих, иногда возбуждаются противными силами, иногда же внушаются Богом или святыми ангелами» и имеют разнонаправленное действие. Ориген отмечает, что помыслы сами по себе не оказывают какого-либо действия на человека, кроме «одного только волнения и возбуждения, призывающего нас к добру или злу», поэтому человек силён не внимать ни одному из трёх видов помыслов и может отвергать как лукавые, так и Божественные внушения. Развивая свою мысль в этом ключе, Ориген стремится подчеркнуть, что свобода воли человека остаётся недосягаемой для любых внешних воздействий. Вместе с тем, призывая «благочестиво мыслить» об искушении, Ориген признаёт, что одержать победу над мысленным соблазном в силах лишь очень немногие христиане и что эта победа в действительности невозможна без помощи Божьей. Таким образом, Ориген разделяет все искушения на два типа: «человеческие» (ср.: 1 Кор. 10:13), происходящие от «плоти и крови», и «сверхчеловеческие», происходящие от дьявола. Исследование «человеческого» искушения у Оригена непосредственно связано с вопросами об устроении души и её связи с телом. Здесь он многократно возвращается к словам апостола Павла о противостоянии плоти и духа (Гал. 5:17; Рим. 7:23), подчёркивая противоречивость человеческой природы. Размышления же Оригена о «сверхчеловеческих» искушениях всегда связаны с темой духовной брани и подвижничества, которая раскрывается преимущественно в его экзегетических сочинениях, в частности, в связи с толкованиями искушений Христовых. Характерно высказывание Оригена о том, что после Крещения и Иисус, и христианин подвергаются искушениям: «Как только ты войдёшь в воды крещения, это будет начало духовной войны». Размышления Оригена основываются на евангельском повествовании и распространяются на многие эпизоды ветхозаветной истории; искушения Христа повторяют искушения Адама, Иова, народа Божия во время исхода из Египта и др. Ориген пишет о борьбе Спасителя с сатаной, которую Он ведёт в Своей церкви: «Он подвергался искушению, для того чтобы мы... могли победить благодаря Его победе». Искушения Христа в осмыслении Оригена тесно связаны с Его крестными страданиями, поскольку Своей смертью Он окончательно преодолел противостояние дьявола: «Христос в пустыне не уничтожил власть дьявола, а только сломал её, когда же вернулся (дьявол в последние дни, чтобы убить Христа), то Он не только сломал его, но и уничтожил». Подобным образом и из числа верующих, которые вошли в церковь и вступили в сражение с дьяволом, Бог уничтожает врага в тех, кто достиг совершенства. Кульминационной точкой этого противостояния, а также вершиной христианского совершенства Ориген считал страдание за Христа, сильнейшее испытание веры, которое максимально уподобляет христианина Господу.

 



 
PR-CY.ru