ИСКУШЕНИЕ - Страница 13

Согласно учению о рекапитуляции, вся земная жизнь Иисуса Христа имела значение для спасения человечества (см. в ст. Ириней Лионский). Объясняется это тем, что Христос прошёл путь обычного человека, пережил все трудности, с которыми столкнулись и перед которыми не устояли первые люди, и всем содержанием Своей жизни восстановил естественный порядок вещей. Христос стал Новым Адамом, новым главой рода человеческого. Победа Христа над искушением в пустыне в таком контексте приобретает особое значение, поскольку, отвергая обольщение дьявола, последовавшее за продолжительным постом, Он уврачёвывает тем самым преступление невоздержания Адама. Посрамляя ложь, которой прежде сатана искусил первых людей, Христос истиной слов Божьих прогоняет прочь сатану. Искушение в пустыне было началом борьбы Христа с сатаной, которая окончилась на кресте Его победой, т.к. Он исправил древнее непослушание прародителей через послушание Отцу. Крестная смерть Искупителя, по мнению священномученика Иринея Лионского, произошла в тот же день, в который соблазнились Адам и Ева. Таким образом, побеждая дьявола и ад смертью и воскресением, Христос дарует людям победу не только над смертью, но и над всеми кознями дьявола. Победа Христа становится победой каждого христианина. В подтверждение этой мысли священномученик Ириней Лионский приводит слова Христа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). В сочинениях Тертуллиана искушение Христа упоминаются в христологическом контексте. В полемическом трактате против докетизма «О плоти Христа» Тертуллиан приводит искушение в пустыне как одно из доказательств истинности воплощения Слова Божия: «Он голодал при дьяволе, жаждал при самарянке, проливал слёзы над Лазарем, трепетал пред смертью; ибо, говорит Он, плоть слаба». Искушение Христа подтверждает двойство природ в Нём, поскольку подвергнуться искушению Он мог только по человечеству. Тертуллиан не отделяет искушения Христа от искушений, которые постигают людей, напротив, принципиально важно то, что Он был искушаем так же, как все люди. Сама возможность быть искушаемым, по мысли Тертуллиана, указывает на то, что природы во Христе «действуют каждая согласно своему характеру». Тертуллиан обращает внимание на то, что дьявол, говоря «если Ты Сын Божий» (Мф. 4:6), возможно, «упрекал Евангелие во лжи, на самом деле говоря: “...Я же к Самому Богу приступил, Самого Всемогущего искушал лицом к лицу”». Упоминая искушение христиан, Тертуллиан чаще всего имеет в виду гонения на них; он видит в гонениях большую пользу для душ верующих: «Бог предлагает нам мученичество для испытания, дабы человек оружием сим поборол древнего врага и торжествовал над тем, кому столь легко уступил некогда победу над собою». В искушении христианин должен проявить терпение (patientia) – главную добродетель мучеников. Как некогда Адам и Ева были прельщены дьяволом из-за их нетерпеливости, так Христос Своим примером учит побеждать все напасти терпением и не реагировать на различные искушения гневом или раздражением.

 



 
PR-CY.ru