ИСКУШЕНИЕ - Страница 15

Называя гностиком совершенного христианина, Климент Александрийский полагал, что он уже не может быть соблазнён на грех, поэтому искушения его постигают лишь по особому смотрению Божию, так, когда он должен явить пример стойкости в вере и самим подвигом проповедовать о Христе: «Все искушения, которые выпадают на его (гностика) долю, направлены не на его очищение, но на благо его ближних, которые, если он сможет пройти через все труды и страдания, образумятся и будут направлены на верный путь». Следуя Клименту Александрийскому, Ориген понимал искушение довольно широко. Борьба христиан с многими искушениями состояла в сохранении единства веры, в борьбе с ересями, в терпении гонений от римской власти, следствием которых было мученичество, в личном духовном подвиге, также связанном, по Оригену, с идеей мученичества. Большое значение Ориген придавал борьбе с духовными искушениями. В его сочинениях содержится первый развёрнутый опыт анализа понятия «искушение». В трактате «О началах» Ориген разбирает вопрос о том, откуда приходят искушения. Опираясь на свидетельства Священного Писания, первой причиной он называет дьявола – духа, который по своей воле избрал путь соблазна и обмана. Однако дьявол, по мнению Оригена, не имеет власти над человеком и не может искушать его без дозволения Бога. Подобно тому как в спортивных состязаниях борются равные, так и Бог определяет каждому свою меру искушения. Таким образом, дьявол, несмотря на ненависть к человеку, служит, в конечном счёте, его укреплению и спасению. Но, замечает Ориген, из этого положения нельзя сделать вывод, что искушаемый в любом случае одержит победу, – Промысл Божий по справедливости допускает и погибель человека в этой борьбе. Третья глава третьей книги «О началах» посвящена искушениям, происходящим от ложной мудрости. «Мудрость века сего» (1 Кор. 2:6) в понимании Оригена – это поэзия, грамматика, риторика, геометрия, музыка, медицина и другое наследие познания и творчества человека. По мысли Оригена, эта псевдомудрость происходит не от Божественной премудрости, но от «князей мира сего», в его толковании, от демонов. В соответствии с таким взглядом искусства и науки признаются Оригеном одним из способов дьявольского обольщения. Злые духи не являются единственной причиной грехов. Считать, что всякий грех является следствием дьявольского обольщения, по мнению Оригена, недопустимое упрощение, которое, по сути, позволяет переложить большую часть ответственности за совершённый грех на искусителя. В частности, Ориген указывает на грехи, происходящие от невоздержания: объедение и блуд. В этом случае, по мнению Оригена, «нам возможно погрешать даже без побуждений со стороны дьявола», поскольку в основе этих грехов лежат естественные потребности человека, в отношении которых соблюсти чувство меры может не каждый и только «путём долгого упражнения и опыта». По аналогии с этими грехами Ориген возводит к природным движениям души такие грехи, как гнев, печаль и др. Таким образом Ориген приходит к выводу, что вторым, не менее опасным источником греха является искушение, которое исходит из собственного естества человека.

 



 
PR-CY.ru