ИСКУШЕНИЕ - Страница 19

Источник искушений преподобный Аммон обозначает предельно чётко: «Кто передаёт человека диаволу? – Дух Божий. Ведь невозможно дьяволу искушать верного, если его не передаёт Сам Бог». Искушение постигает подвижника только тогда, когда Святой Дух, неотступно оберегающий души всех христиан, оставляет душу на время: «В начале Дух дарует праведникам, видя сердца их чистыми, радость для духовного делания. А когда эта радость и сладость даруются, тогда Дух отходит и оставляет их, и это есть знак Его». Бог делает это для того, чтобы испытать постоянство в уповании на Него. По прошествии же некоторого времени, если аскет не ослабевает в молитве, посте и самоотречении, то Дух возвращает ему прежние дары в большей мере. Таким образом, по мысли преподобного Аммона, искушения являются частью Божественной педагогики в отношении подвижников. Основными средствами успешного преодоления искушений преподобный называет терпение и постоянную молитву. Особое значение Аммон придаёт безмолвию, которое открывает в человеке дар различения, «чтобы научиться ясно видеть и различать во всём добро от зла», особое духовное видение, позволяющее уклоняться от всех соблазнов. Дар различения имеет неизмеримую ценность, поэтому преподобный Аммон призывает своих учеников ради стяжания этого дара днём и ночью с верой и слезами усердно молить Бога. Значение исихии, постоянного бдения и непрестанной молитвы для одержания победы в духовной брани отмечает в своём послании и преподобный Арсений Великий, который связывает непрерывность искушений и постоянство в молитве. Искушение, по мысли св. отца, служит стимулом молитвы. Впоследствии эта мысль неоднократно повторялась в аскетической литературе, особенно в связи с учением об Иисусовой молитве. Опыт египетских отцов по преодолению искушений пытался систематизировать Евагрий Понтийский. В его аскетических сочинениях понятие «искушение» находится в тесной связи с понятием «помысел», вплоть до их отождествления. В «Слове о духовном делании» Евагрий Понтийский даёт определение искушению: «Искушением монаха является помысел, который, поднимаясь через страстную часть души, омрачает ум». Борьба с искушениями для Евагрия – это борьба с внутренними влечениями души; в его наставлениях присутствует евангельский максимализм, выраженный в словах Христа: «Вы слышали, что сказано древним: “Не прелюбодействуй”. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:27–28). В соответствии с этим Евагрий Понтийский указывает, что целью выхода монаха из мира является не только уклонение от совершения греха, но и хранение сердца от греховных влечений, поскольку грехом монаха является само «согласие на оправдываемое (умом) наслаждение, (которое предлагает) помысел». Евагрий Понтийский не был первым автором, употребившим слово «помысел» в аскетическом понимании, однако в его сочинениях этот термин впервые приобрёл то ключевое значение, которое он имел в последующей аскетической традиции. В системе Евагрия Понтийского борьба подвижника с греховными помыслами составляет основу духовного делания, к которому приступает подвижник, чтобы подчинить страсти.

 



 
PR-CY.ru