ИСКУШЕНИЕ - Страница 14

По мысли Тертуллиана, даруя роду человеческому искупление через Собственные страдания, Христос хочет научить каждого человека через страдания «торжественно попирать ногами» дьявола. «Тот, кто призвал нас ко спасению, считает Себе за удовольствие призвать вас и к славе. К радости свободы Он присоединил утеху приобретения венца». Темница становится для мученика как бы оплотом праведности, потому что заключение уберегает от соблазнов: «Здесь ты не видишь ложных богов, не встречаешь их изображений, не присутствуешь на языческих празднествах, не вдыхаешь нечистые запахи ладана, не слышишь рёва зрителей в цирке и театре, не видишь жестокости гладиаторов и бесстыдства мимов…». К числу искушений Тертуллиан относит также искушение ересями. Существование ересей, по его мнению, объясняется Божьим попущением с целью укрепления веры. Такое тяжкое искушение может не выдержать даже епископ или мученик. Однако Тертуллиан призывает не бояться ни самого факта существования ересей, ни того, что они увлекают большое количество верующих. Более того, он утверждает: «Пусть побольше и во все стороны разлетается мякина лёгкой веры, провеваемая искушениями, – тем чище будет пшеница, засыпанная в закрома Господни». Эту мысль повторяет священномученик Киприан Карфагенский. В сочинении «О единстве Церкви» он пишет: «Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему (возникать ересям), чтобы, через искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистая вера достойных». Ереси и расколы, по мысли священномученика Киприана Карфагенского, это лукавое изобретение дьявола, предназначенное для соблазнения неосторожных или неокрепших в вере христиан: «Кого ослеплением не может (дьявол) удержать на ветхом пути, того сводит в заблуждение и обольщает путём новым». Однако заблуждения вопреки замыслам искусителя приносят пользу церкви, поскольку с их помощью «ещё прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы!». В «Книге о благе терпения» священномученик Киприан Карфагенский указывает, что конечная причина любых испытаний, выпадающих на долю человека, заключена в промысле Божьем, которым делается явной праведность и обнаруживается нечестие. Первые попытки систематизировать учение об искушении содержатся в сочинениях Климента Александрийского и Оригена. В «Педагоге» и «Строматах» Климент Александрийский приводит примеры различных соблазнов повседневной жизни и даёт советы по их преодолению. По его мысли, искушение является, скорее, благом, нежели злом. Климент Александрийский называет три цели, для которых Бог попускает христианам искушаться: верным – для укрепления в вере и для примера язычникам; маловерным же и неискренним – дабы отсеять их из церкви. Гонения Климент Александрийский рассматривает как одно из искушений. По его словам, «истинный гностик» охотно отдаёт своё тело в жертву Богу и не ропщет на мучителя, но, претерпевая страдания, обращается к нему со словами увещания.

 



 
PR-CY.ru