ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 11

Однако Иоанн не отождествляет папу с антихристом и неоднократно подчёркивает, что пришествие последнего хотя и близко, но ещё не состоялось. Поэтому более верным исследователям кажется предположение, что представление о господстве дьявола в мире было отчасти заимствовано Иоанном из труда П. Скарги, полемике с которым Иоанн посвятил несколько сочинений. Истинность католической церкви П. Скарга доказывал не в последнюю очередь её процветающим состоянием, в то время как угнетённое положение в Османской империи православной церкви свидетельствовало, по мнению иезуита, о ложности последней, поскольку её одолели врата адовы («брамы пекелные веру грецкую премогли»). Исследователям представляется, что полемическим ответом Иоанна на отождествление П. Скаргой Османской империи с адом стало утверждение православного писателя, что областью «диавола-миродержца» является также Речь Посполитая, где православная церковь подвергалась гонениям, по мысли Иоанна, даже более жестоким, чем в Турции. Иоанн считал, что силы зла господствуют в Польской земле, но православие «брамы пекелные не премогли и премочи не могут» (в сочинениях Иоанна неоднократно встречается утверждение, что «латынский род давно уже с своим Костелом адовыми враты затворен и на погибель вечную запечатован»). Важнейшими признаками власти дьявола над миром для Иоанна являются остро ощущавшиеся им несправедливость общественной жизни в Польско-Литовском государстве и упадок веры: «Где бо ныне в Лядской земли вера, где надежда, где любов, где правда и справедливост суда... где хранения заповедей, где непорочное священство, где крестоносное житие иноческое, где простое благоговенное и благочестивое христианство? ...Все смертоносный грех, все пеклом, адом и геенною вечною смердит». Предисловие к «Книжке...» Иоанн начинает словами о «лжи, которая над истинною у вашей земли царствует» и далее пишет: «Несть незбожнейшее, хулнейшее, и несправедлившее, и нечистшее земле ни в поганьстве, якже ваша земля». В «Писании до всех обще в Лядской земли живущих...» Иоанн описывает результаты господства дьявола в Польской земле: нечестие ослеплённых миролюбием священнослужителей, как католических, так и православных: первые «смешают истинное слово Божие со лжею... и человекоугождением», вторые живут не для служения церкви, но для личного обогащения; светские власти «закону Божию не покаряются – обещницы татем, любяще мзду, гоняще за посулами»; землевладельцы ради больших доходов жестоко эксплуатируют зависимых от них крестьян. Все правящие слои подвергаются гневной критике Иоанна: как католики (власти, шляхта, духовенство), из-за которых в Польской земле царят «вместо... суду и правды несправедливост, лъж, крывда, прехитреня, препрене, потвар (клевета), лицемерие, лест и кгвалт (насилие) антихристов», так и православные (архиереи и дворяне), не желающие ничего сделать для поддержки христианства и гонимой православной церкви.

 



 
PR-CY.ru