ИОАНН, Вишенский, Вышенский

ИОАНН, Вишенский, Вышенский (середина XVI в. – между 1621 и 1633 гг.) – монах, подвизавшийся на Афоне, православный полемист, один из наиболее значительных западнорусских писателей. Сведения о жизни Иоанна скудны. Они содержатся в сочинениях полемиста, в жизнеописании основателя Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита схимонаха Иова (Княгиницкого), составленном его современником Игнатием из Любарова, а также в некоторых других документах. Иоанн родился в пределах Перемышльско-Самборской епархии Западнорусской митрополии. Впоследствии в сочинении «Зачапка мудраго латинника с глупым русином» (около 1608 – 1609 гг.) Иоанн писал: «Церковь Перемышльская в Малой России в захованию (сохранении) веры непорочности от всех прочих честнейшая». Таким образом, он высоко оценил деятельность Перемышльского православного епископа Михаила (Копыстенского), который наряду с Львовско-Галицким епископом Гедеоном (Балабаном) не принял Брестскую унию 1596 г. В местности Вишня жил и работал старший современник Иоанна – польский протестантский писатель М. Кровицкий, автор трактата «Собственные образ и подобие антихриста, по Священному Писанию полно обрисованные», по мнению исследователей, оказавший влияние на творчество Иоанна. Исследователи полагают, что Иоанн происходил из мелкого шляхетского рода. Иван Яковлевич Франко отождествил писателя с «паном Вишеньским», который, как известно из униатского полемического сочинения «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета» (написано в 1599 г. Ипатеем Потеем и отредактировано Д. Ленчицким), в 1593 г. являлся одним из слуг князя Константина Константиновича Острожского (с данной гипотезой исследователи готовы согласиться). Как сообщается в «Антиризисе...», пан Вишенский вместе с другим острожским полемистом – Василием Суражским, также упоминаемым как слуга князя, привёз из Люблина во Владимир письмо князя Константина Константиновича от 21 июня 1593 г. недавно хиротонисанному Владимирскому и Берестейскому епископу Ипатию Потею. В этом письме князь Константин писал о возможности заключения унии православной и католической церквей на определённых условиях. Василий Суражский и пан Вишенский упоминаются как лица, сведущие в церковных вопросах. В сочинении Иоанна «Извещение краткое о латинской прелести...» (между 1588 и 1596 гг.) содержатся ссылки на книгу «О единой истинной православной вере» Василия Суражского, имеется ряд параллелей с этим сочинением, что может свидетельствовать о знакомстве авторов. Косвенным доказательством принадлежности Иоанна к шляхте служит отразившееся в его сочинениях хорошее знание быта и нравов православного дворянства в Польско-Литовском государстве.

 



 
PR-CY.ru