ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 12

Из представления о господстве дьявола Иоанн делает вывод о том, что все общественные отношения в Польско-Литовском государстве (производственные, имущественные, судебные и даже семейные) служат укреплению власти «князя века сего», поэтому жизнь в таком мире для христианина невозможна или чрезвычайно трудна. По мнению Иоанна, отказом от Христа является не только присоединение к правящим слоям общества: принятие епископского сана в католической церкви, получение должностей и титулов (в том числе королевского) в системе светского управления, но и любые попытки упрочить своё место в обществе: стремление обзавестись семьёй и имуществом, желание ремесленника усовершенствовать мастерство ради увеличения дохода. В сочинениях Иоанна жизненное благополучие, в Польско-Литовском государстве доступное преимущественно католикам, противопоставлено истинной вере и Божию благословению, присущим, по его мнению, только православным: «Благословение Божие на домех православных христианских почивает, а на прелестных верах мира сего щястя (благополучие) панует». Как ни радикально звучат эти полемически заострённые высказывания писателя, исследователи не могут не признать их определённую историческую справедливость. Направляемая католической церковью политика Польско-Литовского государства в отношении православного населения, которая заключалась в постоянном ужесточении гонений, имела целью маргинализацию православных в государстве, снижение их социального статуса и уменьшение числа. Это привело, в частности, к тому, что к началу XVIII в. в стране не было ни одного крупного православного землевладельца, почти не осталось православных объединений горожан (торговцев, ремесленников), православие исповедовали зависимое крестьянское население и казачество. Таким образом, призыв Иоанна к полному отречению от мира, которым управляет дьявол, в значительной мере был выражением резкого отрицания частью православного населения социального и религиозного строя Польско-Литовского государства. Одним из важнейших показателей господства в мире дьявола для Иоанна было гонение на православие – истинную веру во Христа, осуществлявшееся в Речи Посполитой католической церковью при поддержке королевской власти. Свидетельства о гонениях на православных со стороны католиков в сочинениях Иоанна многочисленны. Осуждая католическое учение о чистилище, Иоанн противопоставляет ему стойкое терпение православными преследований за веру в земной жизни, что является, по мнению полемиста, истинным путём к спасению в отличие от ложной надежды католиков получить избавление от грехов в чистилище: «Нашее то веры пуркгаториум (чистилище) – от бед антихристового слуги папы Рымского и его угодников плывемо и очищаемося».

 



 
PR-CY.ru