ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 27

Сочинения Иоанна были распространены среди старообрядцев. Исследователи видят влияние стиля и идей Иоанна на авторскую манеру и содержание трудов Аввакума Петрова. Изучением творчества Иоанна, начиная с середины XIX в. занимались многие исследователи. Ряд его сочинений был открыт Сергеем Михайловичем Соловьёвым в 1858 г. Четыре из них (Послание князю Острожскому, «Писание до всех обще в Лядской земли живущих», «Писание к утекшим от православное веры епископом» и «Извещение краткое о латинской прелести...») были изданы Николаем Ивановичем Костомаровым в «Актах Южной и Западной России». Полемику Иоанна с П. Скаргой опубликовал Степан Тимофеевич Голубев. В 1880–1890 гг. фундаментальное исследование творчества Иоанна предпринял И.Я. Франко, открывший рукописный сборник сочинений православного полемиста в архиве Подгорецкого униатского (бывшего православного) монастыря. Исследователь посвятил Иоанну ряд статей, докторскую диссертацию и изданную на её основе обширную монографию. Большую ценность имеет также работа Иродиона Алексеевича Житецкого «Литературная деятельность Ивана Вишенского» (1890 г.), на которую опирались последующие исследователи. Ещё более активным изучение творчества Иоанна было в советское время. Наиболее плодотворно им занимался ленинградский филолог И.П. Ерёмин. Материалы его докторской диссертации «Иван Вишенский и его публицистическая деятельность: (К истории украинской литературы XVI–XVII вв.)» (М.; Л., 1937 г.) нашли отражение в нескольких статьях и в академическом издании сохранившихся сочинений И. (М., 1955 г., Киев, 1959 г.). В историографии до конца XX в. делался акцент на социальной стороне творчества писателя, на его защите «убогой Руси» и на обличении правящих слоёв Польско-Литовского государства. И.Я. Франко важнейшей чертой трудов Иоанна считал национально-освободительную и социальную проблематику. Вслед за М. Грушевским многие исследователи видели в Иоанне «православного протестанта», призывавшего к реформе православной церкви. Однако основным являлось восприятие Иоанна как «гуманиста» и «демократа», выразителя «ренессансно-гуманистических идей». В обличении Иоанном социального неравенства и того гнёта, какой испытывало западнорусское население со стороны светских и духовных властей Речи Посполитой, усматривалась позиция борца за освобождение народных масс, Иоанн представал как «выразитель интересов селянских низов и плебеев». В постсоветское время в российской и украинской историографии проявился иной подход: в Иоанне стали видеть «типично средневекового автора», а в его идеях – выражение взглядов средневекового монашества, «идеалов мистического аскетизма». Некоторые украинские исследователи причисляют Иоанна к исихастам (С. Горский), к представителям «украинского церковного традиционализма» (С. Гуменюк).



 
PR-CY.ru