ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 20

Первое письменное свидетельство о русском паломничестве в Иерусалим, совершённом игуменом Варлаамом, относится к 1062 г. Около 1106–1107 гг. Святую землю посетили игумен Даниил и восемь его спутников из Киева и Новгорода (Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, двое Кашкичей и др.). Накануне Пасхи Христовой, в Великую пятницу, игумен Даниил посетил короля Балдуина и испросил разрешение зажечь лампаду («кандило») на Гробе Господнем «от всей Русской земли». Эконом и ключарь церкви Воскресения Христова, державший и «ключ гробный», получил распоряжение этому не препятствовать, и игумен Даниил, купив большое стеклянное «кандило» и «масла честного», возжёг его на Гробе Господнем от имени «всея Руси». Лампада сама зажглась в тот момент, когда «...внезапно засиял яркий свет в Святом Гробе, исходило из Гроба сияние яркое». По существовавшей в XII в. традиции поминать у Гроба Господня имена живых и усопших родных и знакомых игумен Даниил заказал 50 литургий «...за здравствующих русских князей и всех христиан» и 40 литургий за умерших. Последовал этому примеру и диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, путешествовавший в 1419–1422 гг. по Востоку. Прибыв в Иерусалим в воскресный день, диакон Зосима и его спутники «...били челом Живодавнему Гробу Господа нашего Иисуса Христа многажды», причём Зосима «у Гроба Божьего поминал... всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан». За 6 драхм он «...купил 2 пергамента больших... и написал на них все имена и положил у Гроба Божьего», дав «золотую дукатицу патриаршему попу Варфоломею, который живёт у Гроба Божьего» и велев «поминать в каждое воскресенье и в праздники». Преподобная Евфросиния Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, где была похоронена в обители преподобного Феодосия Великого (1173 г.). С XVI в. особое значение приобрёл обмен святынями между правителями России и греческим духовенством, состоявшим при Гробе Господнем. Из России ко Гробу Господню присылали иконы и церковную утварь, оказывали прямую денежную помощь золотом и мехами. Впоследствии русские паломники видели в храме Гроба Господня иконы в серебряных ризах, вложенные царём Михаилом Феодоровичем (1613–1645); священник Иоанн Лукьянов, посетив в 1710–1711 гг. Иерусалим, отметил здесь «...иконное письмо всё московское: царское подаяние наших Государей, а письмо верховных мастеров». Начиная с Константинопольского трактата 1700 г. все мирные договоры России с Турцией включали пункт о свободном доступе русских паломников в Святую землю. С XVIII в. к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому стали поступать не только царские пожертвования, но и значительные средства, собираемые православным народом России. Пожертвования первой четверти XVIII в. подробно перечислил иеромонах Саровской пустыни Мелетий, прибывший в Иерусалим на шестой неделе Великого поста и указавший, что в будние дни эти драгоценные подарки хранились в ризнице, и видеть их можно было только по великим праздникам. Иеромонах Мелетий был одним из последних русских паломников, видевших церковную утварь из России, которая хранилась в ризнице храма Гроба Господня до опустошительного пожара 1808 г.

 



 
PR-CY.ru