ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 18

Таким образом, возможно, разные источники сообщают о двух произведениях, предназначенных для Святая Святых: о передаче сцены посещения Гроба Господня, сокращённой здесь до изображения двух ангелов, и о монументальной композиции «Положение во гроб», подобной известным в западноевропейской традиции того времени. Во всех случаях речь может идти о преломлении европейской традиции пластической иллюстрации евангельских событий, происходивших у Гроба Господня. Неосуществлённый замысел мог стать импульсом для создания копии вселенской святыни в Успенском соборе Московского Кремля, поскольку до 1610 гг. в нём, возможно, не было образа Гроба Господня, подобного тому, который существовал в новгородском Софийском соборе. Видимо, уже в конце XVI в. здесь полагали для поклонения молящимся меру Гроба Господня, привезённую Трифоном Коробейниковым. Между 1611 и 1620/1621 гг. на её месте появился Гроб Господень (может быть, он был сделан по мере Гроба Господня; во всяком случае тот Гроб Господень, над которым в 1624 г. возвели сень (мастер Димитрий Сверчков), был мерным подобием иерусалимской святыни). Об этом свидетельствовал Василий Гагара, побывавший в 1634 г. в Иерусалиме и сравнивший Гроб Господень с его подобием в Успенском соборе: «Гроб Господень высечен из камене, а покрыт доскою аспидною, а стоит в глубни каменной на земле, величиною слово в слово, что у нас на Москве в соборе стоит, что вывез Трифон Коробейников меру из Иерусалима к Москве, токмо поскуднее того немного в ширину». В 1624 г. был создан «гробный» ансамбль, типологически сопоставимый с западными копиями Гроба Господня в виде каменных кивориев с саркофагом внутри и бывший местом совершения служб Великих пятницы и субботы. На кивории была сделана надпись: «Божию милостию по благословению и по повелению великого господина святейшаго патриарха кир Филарета... при державе благовернаго и благородного христолюбивого великого государя... Михаила Фёдоровича всея Руси самодержца... в трое на десятое лето государства... в шестое лето патриаршества Филарета патриарха московского и всея руси зделана бысть сия решётка в соборную церковь около гроба господня в лето 7133 месяца сентября 30 дня». Гроб Господень в Успенском соборе не только стал богослужебным предметом, но и приобрёл значение самостоятельной реликвии, которой было отведено особое место в сакральном пространстве храма. Роспись кивория была посвящена Страстям Господним. Связь поклонения Страстям Христовым и поклонения его Гробу существует в разных редакциях чина погребения XVI–XVII вв., согласно которым у Гроба Господня поставлялись образы Страстей Господних. Вынос плащаницы и положение её на Гроб Господень стали в XVII в. кульминацией в воспоминании Страстей Господних. Перемещение Гроба Господня в центр богослужебного пространства происходило на вечерне Великой пятницы, вскоре после окончания чина омовения св. мощей, творимого в воспоминание Страстей. При этом образом Гроба Господня являлся не киворий, а предмет, имевший форму саркофага. Киворий не был местом совершения страстных богослужений. Гроб Господень выносился из него – тем самым киворий превращался в реликварий, которому не присваивалось значение Кувуклии, он был лишь хранилищем Гроба Господня.

 



 
PR-CY.ru