Словарь по христианству Г ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ – гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Гроб Господень с возведёнными вокруг него сооружениями оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохристианских церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христианского города, на формирование христианской архитектуры и иконографии. С IV в. он является главнейшим и самым почитаемым из святых мест христианства, центром паломничества с особой культурой и литературой. Вопрос о доступности Гроба Господня, его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религиозных конфликтов (Крестовые походы, борьба за контроль над Святой землёй в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в которую праведный Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф. 27:57–28:8, Мк. 15:42–16:8, Лк. 23:50–24:10, Ин. 19:38–42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин. 19:38–40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф. 27:57) член синедриона (Мк. 15:43, Лк. 23:50–52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница; туда положили тело Иисуса («в новом своём (Иосифа) гробе»  – Мф. 27:60; «в гробе новом» – Ин. 19:41; «в гробе, высеченном (в скале), где ещё никто не был положен» – Лк. 23:3), после чего закрыли её вход камнем (Мф. 27:60, Мк. 15:46), который был «весьма велик» (Мк. 16:4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноапостольная Мария Магдалина и другая Мария (Клеопова) пришли посмотреть Гроб Господень, «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём» (Мф. 28:1–2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду» (Мк. 16:4–5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален, и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24:1–4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанна, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела двух ангелов, сидящих на гробе, – «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин. 20:11–12). Таким образом, из Евангелий следует, что Гроб Господень находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там ещё не было захоронений богатого человека. Гроб Господень был вырублен в скале и закрыт большим камнем, который можно было подкатить (придвинуть?) ко входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проём был низким); внутри могли разместиться не менее пяти человек. Описанные в Евангелиях события (посещение Гроба Господня учениками и жёнами-мироносицами) датируются 30 или 33 г. После этого Гроб Господень исчезает из письменных источников до 135 г. Следующая группа свидетельств о нём связана с двумя сочинениями, подтверждающими, что память о месте Распятия отчасти сохранялась: епископ Сардский Мелитон «О Пасхе» (II в.); епископ Кесарии Палестинской Евсевий «Ономастикон».

 



 
PR-CY.ru