ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 17

Так, появился новый вид переработки форм «иерусалимов» («сионов») – известных с XI–XII вв. священных сосудов для евхаристического хлеба (Малый (XI в.) и Большой (XII в.) сионы из Софийского собора в Новгороде, Грановитая палата Новгородского кремля. Заказ и вложение подобного сосуда в храм князем символизировали заботу светской власти о церкви и сопоставлялись с возведением храма Гроба Господня императором Константином. Новые образцы выносных «иерусалимов» создавались в конце XV в. в Москве (Большой и Малый сионы из Успенского собора Московского Кремля, 1486, ГММК). С XVI в. на Руси появились традиционные для христианского Востока плащаницы, а также прямые аналоги западным «пасхальным гробницам». Не позднее середины XVI в. на Руси установилась традиция уподобления архитектурных форм храмов форме шатра храма Гроба Господня. Так построены центричные царские храмы Москвы (например, церкви Вознесения Господня в Коломенском и собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, игравший главную роль в представлении событий Евангелия, прежде всего, Входа Господня в Иерусалим в Вербное воскресенье). Рядом с Покровским собором на Красной площади было поставлено Лобное место, т.е. Голгофа (вероятно, предполагалось развить замысел, включив в него храм Святая Святых, который окончательно уподобил бы Кремль Иерусалиму). Замысел создания подобия Гроба Господня, который должен был стать реликвией кремлёвского собора, строившегося по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Борису Годунову и относится к 1600 г. Из разноречивых сведений современников исследователям можно достоверно судить только о том, что подразумевалось возведение храма в меру подлинного в Иерусалиме. О намерении Бориса Годунова сообщает летописный источник – «Пискарёвский летописец», а также целый ряд современников – архиепископ Арсений Элассонский, дьяк Иван Тимофеев, патриарх Иов, Мартын Стадницкий, Исаак Масса. Сопоставление их сообщений позволяет исследователям установить, что замысел включал создание Гроба Господня в меру «лавицы», на которую было возложено тело Спасителя («Пискарёвский летописец»; дьяк Иван Тимофеев), и литых изображений ангелов («Пискарёвский летописец»), Спасителя, Пресвятой Богородицы, архангелов, 12 апостолов, Иосифа Аримафейского и Никодима (архиепископ Арсений, патриарх Иов, Исаак Масса, Мартын Стадницкий). Описание в источниках изображений, изготовленных для этого храма, литых из золота, часть которых, несомненно, представляла круглую скульптуру, значительно усложняет реконструкцию его облика и литургического использования. О масштабе всей композиции исследователи судят по размерам фигур, зафиксированных Мартыном Стадницким, который видел изображения апостолов высотой три локтя (от 137 до 141 см). Описания литой, видимо, круглой скульптуры сопоставимы с западными подобиями Гроба Господня, содержащими изображения сцен «Depositio» («Положение во гроб») и «Visitatio» («Посещение гроба»). Литые изображения тела Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых Никодима и Иосифа Аримафейского, о которых сообщает Арсений Элассонский, соответствуют сюжету «Положение во гроб». «Пискарёвский летописец» относит ко Гробу Господню изображения ангелов, которые он находит в описании сцены посещения Гроба Господня жёнами-мироносицами в Евангелии от Иоанна.

 



 
PR-CY.ru