ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 12

Помимо упомянутой модели из розового известняка облик эдикулы 1555 г. зафиксирован в менее точных многочисленных разборных моделях Гроба Господня из масличного дерева с инкрустацией перламутром, слоновой и иной костью: в моделях ротонды с эдикулой внутри и отдельно эдикулы (Вифлеем, конец XVI в., в собраниях: ИАХМНИ); Ван дер Полл-Волтерс-Квина Фоундэйшн в Зейсте (Нидерланды); Датского королевского кабинета; Британского музея. Позднейший вид Кувуклии помимо многочисленных гравюр отражён в фотографиях. Благословение Гроба Господня могли нести разные по типу копии архитектурных объёмов, в том числе «меры Гроба Господня» в виде лент, шнуров или записи цифр. Иногда они являлись единственным связующим звеном между вновь возводимыми храмами и св. местом. Мера часто сопрягалась только с архитектурным планом в виде круга или многоугольника – её было достаточно для установления подобия с ротондой Гроба Господня. Ещё одним способом уподобления было воспроизведение иконографически узнаваемых деталей иерусалимской композиции, как крупных (шатрового свода, формы Кувуклии), так и сравнительно небольших (погребальной скамьи). Облик Гроба Господня в более позднем оформлении представлен в архитектурных копиях в Глогувеке и в Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Однако восточнохристианская традиция почти не знала прямых архитектурных копий Гроба Господня. Исключением являются два храма в Константинополе, заложенные, согласно источникам, «в подражание церкви Гроба Христова»: церковь св. Мины, конец IV в. (позже мартирий святых Карпа и Папилы), – ротонда с амбулаторием, криптой и развитой восточной частью, и церковь Богородицы, 457–474 гг., построенная для мощей св. Марии и Марфы, сестёр праведного Лазаря, – небольшой гексагон с апсидами. Особую группу составляют западные памятники – архитектурные «копии» иерусалимской Кувуклии или храма Гроба Господня. Большинство из них отличается от образца по размеру и форме: они упрощены, уменьшены, их архитектура приведена в соответствие с местной традицией. Символическую связь укрепляло посвящение, связанное с иерусалимской святыней, присутствие палестинских реликвий, а также и особые функции: «копии» Гроба Господня использовали как погребальные и паломнические комплексы, как баптистерии и даже как гражданские здания; они являли собой материальное доказательство путешествия в Святую землю. Имитации Гроба Господня уподоблялись иконам и были способны передать духовную силу первосвятыни через сходство с ней, отчасти заменяя собой паломничество, которое по тем или иным причинам не состоялось. Большинство таких архитектурных копий строили как погребальные церкви в раннероманскую (каролингскую) и романскую эпохи. Точные или произвольные копии храма Гроба Господня в Западной Европе неизвестны до IX в. и остаются редкими до XI в. Древнейшая из церквей-копий Гроба Господня – капелла св. Михаила в Фульде (около 820 г.; перестроена в конце XI в.), строившаяся как круглая в плане 8-колонная погребальная церковь-амбулаторий с криптой и коническим завершением, вмещавшая реликвии Синая и Вифлеема. В 934–976 гг. епископом Конрадом в соборе г. Констанц была возведена Морицкапелле – круглое здание без амбулатория, с квадратной апсидой и моделью Кувуклии (Конрад трижды ходил в Иерусалим и погребён в своей капелле; современная гробница – замена сооружения готического периода, около 1280 г.).

 



 
PR-CY.ru