ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 21

Среди лампад, которые украшали храм Воскресения Христова, были «кандила от земли Русской», вложенные во исполнение традиции, идущей от игумена Даниила, в том числе три золотые лампады, присланные от императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.); «...в алтаре на горнем месте пред иконами привесили 3 большие серебряные кандила, присланные из России от их царских величеств Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича со славянской и греческой подписью». Славянское Евангелие «чрезвычайной величины» было прислано от патриарха Адриана в 1694 г. У преддверия Гроба Господня «...при остенках по обеим сторонам стояли изнесённые из алтаря буднешния хоругви числом 12, между коими видел я, – пишет иеромонах Мелетий, – и российские хорошего письма». Иеромонах Мелетий перечислил ряд икон «хорошего письма», имевших российское происхождение: в алтаре храма Гроба Господня, на горнем месте, – икона Божьей Матери письма Василия Уланова (1703 г.); присланная от императора Петра I другая икона с изображением «Распятия, с Вознесением вверху»; икона, стоявшая на престоле, отличалась сложной композицией («...в средине написан образ Знамения Богородицы, окрест же в отделениях изображены различные Её Соборы со множеством Ангелов и человеков, и расписан во всех местах стих: “Достойно есть...”»); над жертвенником был помещён образ Спасителя. Иконы «российского письма, какое было во дни Московских Патриархов» были и вне алтаря. В последней четверти XVIII – начале XIX в. русские паломники пользовались особыми привилегиями, оговорёнными в дипломатических русско-турецких соглашениях. Со всех паломников, посещавших храм Воскресения Христова, турками взималась плата, от которой освобождались богомольцы из России. Из русских путешественников последними видели храм Гроба Господня до пожара 1808 г. братья Вешняковы, посетившие его 5 февраля 1805 г. (к их запискам было приложено изображение храма Гроба Господня). Греческие монахи, состоявшие при Гробе Господнем, часто пользовались услугами русских паломников для благоукрашения святыни. Так, братья Вешняковы откликнулись на просьбу, когда греческие насельники «...ходили по монастырям и звали поклонников во храм Гроба Божия ради послушания, состоявшего в том, чтобы помогать чистить люстры, лампады и другие утвари церковные, обметать и очищать святые иконы». В начале XIX в. в Иерусалиме уже постоянно проживало небольшое число русских богомольцев, причём часть их подвизалась у Гроба Господня. Вешняковы упоминали трёх монахов и трёх послушников из России, отмечая, что русские иноки оказывали помощь паломникам: «...Бывают переводчиками и за удовольствие себе поставляют угощать своих соотечественников избыточественно яствами и напитками. ...подают им совет, чего должно остерегаться, показывают Святые достопримечательные места во внутренности и вне Иерусалима». В Иерусалимскую патриархию постоянно поступали денежные пожертвования из России, особенно после пожара 1808 г. В 1814 г. по ходатайству Иерусалимского патриарха Поликарпа (1808–1827 гг.) было создано Иерусалимское подворье в Таганроге, в 1818 г. – в Москве, при храме апостола Филиппа. В 1817 г. по повелению императора Александра I Иерусалимской патриархии было пожертвовано из русской казны 2,5 тыс. руб. на покрытие долгов, накопившихся со времени ремонта храма Гроба Господня в 1810 г.

 



 
PR-CY.ru