ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 14

Многие черты Гроба Господня содержит баптистерий в Пизе (1152 г., перестроен в XIII и XIV вв.): 12 внутренних опор, амбулаторий с галереей второго уровня, коническую кровлю. Место Кувуклии заняла купель, подчеркнув традиционную связь: Крещение – смерть – Воскресение Иисуса Христа. Подобно болонскому Сан-Сеполькро, баптистерий помогал ассоциировать Пизу с Иерусалимом (в круг ассоциаций было включено и Кампосанто – кафедральное кладбище, подсыпанное привезённой из Иерусалима землёй, с тем чтобы горожане могли покоиться в земле Святого Града). Среди других многочисленных копий Гроба Господня: Ерюзалемкерк (Брюгге), крипта часовни на Ла-Уг-Би (о-в Джерси, Нормандские о-ва), эдикулы в Айхштетте (Бавария, около 1160 г.), в Аугсбурге (Бавария; включает единственную сохранившуюся копию средневекового купола), в Гёрлице (освящена в 1504 г.), в монастыре Сан-Вивальдо, называемом также Тосканским Иерусалимом и расположенном в коммуне Монтайоне в провинции Флоренция (архитектор Фра Томмазо да Фиренце), и мн. др. Ещё один вид воспроизведений Гроба Господня – монументальные дарохранительницы, напоминающие по форме раку или киворий, по функции отличались от условных «пасхальных гробниц». Хотя некоторые архитектурные копии и использовали в католическом пасхальном богослужении (Гроб Господень в соборах Аквилеи и Страсбурга; в Айхштетте; в Экстернштайне в земле Северный Рейн-Вестфалия), их главной функцией оставалась не литургическая, а историко-топографическая и дидактическая. Исследователям известно более двадцати трёхмерных Гробов Господних V–XII вв.: в церкви Сен-Поль-Серж в Нарбоне, в церкви Сан-Петронио в Болонье (V в.), в соборе в Констанце (Морицкапелле, около 960 г.); в бывшей монастырской церкви в Денкендорфе (XI в.), в монастыре Бусдорф в Падерборне (около 1036 г.), в Нёви-Сен-Сепюлькр (около 1045 г.), в соборе Святого Креста в Дальбю под Лундом (Швеция, 1060 г.), в церкви капуцинов в Айхштетте (около 1166 г.) и др. Эти имитации Гроба Господня ставили обычно в криптах, капеллах, иногда в церковном зале или вне церкви, под открытым небом (вблизи них часто хоронили почитаемых церковных деятелей). С конца XIII в. в функциях и формах Гроба Господня наметились изменения. С 1318 г. в число обязательных, общих для католической церкви праздников вошёл Corpus Christi. В композицию Гроба Господня начали включать скульптуры Иисуса Христа, жён-мироносиц и ангела, составляя сцены «Распятие» и «Положение во гроб». В то же время их использовали для хранения Святых Даров. Так, фигура Христа в скульптурной композиции собора в Страсбурге имела в груди углубление для Святых Даров. Этот обычай достиг наивысшей популярности в XV в. в Нидерландах и Германии (особенно в Вестфалии). Размеры дарохранительниц отличались разнообразием: от монстранцев и реликвариев, помещавшихся на престоле и переносимых в процессиях, до неподвижных кивориев-табернаклей, доходивших до уровня церковного потолка (церковь Санкт-Фелицитас в Людингхаузене, церковь апостолов Петра и Павла в Ремагене, Лоренцкирхе в Нюрнберге). Такая дарохранительница могла крепиться к стене или стоять свободно, а также соединяться с главным алтарём. С XIV в. монументальные дарохранительницы почти всегда помещались в храмах к северу от главного алтаря и были украшены символической или сюжетной резьбой (не всегда на темы Воскресения: на дарохранительнице церкви в Синт-Мартенс-Ленник под Брюсселем, конец XIII в., изображена Голгофа; в Лоренцкирхе в Нюрнберге, конец XIV в., – «Положение во гроб» и образы святых; встречается композиция «Христос во гробе»).

 



 
PR-CY.ru