ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 23

Интересы России и европейских держав, особенно Франции, в данном случае совпали; обе стороны договорились о восстановлении купола, которое продолжалось с 1865 по 1868 г. В 1847 г. была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме, которой следовало, в частности, «...всемерно заботиться о проявлении русского богослужения в Иерусалиме с тем торжественным благолепием, которое принадлежит Российской Церкви, дабы возвысить значение оной на Востоке», а также «...вменялось в обязанность по возможности чаще участвовать в служении у главных Иерусалимских святилищ и ежедневно служить у себя, как бы в обители». В 1870 гг. святые места в Иерусалиме ежегодно посещало более 4 тыс. русских паломников. В 1882 г. в России было учреждено Палестинское православное общество, ставившее целью покровительствовать русским паломникам в Святой земле. В 1885 г. была отменена необходимость получения турецкого паспорта для русских паломников, что существенно облегчало их приезд в Святую землю. Особое значение для русских паломников имела служба обретения Святого Огня. Церковный публицист Г.В. Белов, побывавший на этой церемонии в 1880 гг., сообщал: «Почти все присутствующие держали в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу лет земной жизни Спасителя, а у многих из русских богомольцев были громадные пучки, свечей по сто и более; каждый русский поклонник считает долгом подарить на родине своим друзьям свечку от Гроба Господня, обожжённую Благодатию». В конце XIX в. у Гроба Господня совершалось богослужение на церковнославянском языке только по случаю приезда высоких гостей в священном сане. Так, посетивший Гроб Господень в 1900 г. ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) совершил литургию на Гробе Господнем вместе с русским духовенством; богослужение сопровождалось пением русского хора, состоявшего из студентов Московской духовной академии и певчих Русской духовной миссии; профессор Николай Фёдорович Каптерев (1847–1917 гг.) читал часы. На повседневных богослужениях русские паломники тоже могли слышать знакомые возгласы и напевы. По свидетельству Ф.К. Грекова (псевдоним Палеолог), «...во время литургии у Гроба Господня русский паломник может быть свидетелем такого отрадного явления: литургия начинается на греческом языке, некоторые важнейшие песнопения и молитвы поются и произносятся также по-гречески, но ектении и почти вся литургия верных поются русскими паломниками на славянском языке, причём возгласы диакона и даже священнодействующего епископа произносятся на нашем же богослужебном языке». После революции 1917 г. паломничества русских богомольцев в Иерусалим прекратились. Только в 1948 г. была возобновлена деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме; у Гроба Господня начали возносить молитвы представители Московского патриархата, инокини Горненской обители. В конце 1970 – начале 1980 гг. в Ленинградской духовной академии обучались посланцы Святогробского братства; её выпускники митрополит Тимофей (Маргаритис), архимандрит Михаил (Болиастис) и др. В 1989 г. возобновило деятельность подворье Иерусалимской православной церкви в Москве при церкви Воскресения словущего на Арбате. См. также ГОЛГОФА



 
PR-CY.ru