ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 16

Появились на Руси и меры Гроба Господня: они хранились в Софийском соборе Новгорода («...мера Господня Гробу в долину тесма щолкава сколь велик и долог Гроб Господень») и в Московском Кремле. Меру доставил в Москву Трифон Коробейников ещё в конце XVI в. В 1600 гг. её зафиксировали составители описи Успенского собора. На неё ориентировались при сооружении «Гроба Господня» Успенского собора в 1620–1621 гг.; её упоминает Василий Гагара в 1634 г. как стоящую «в Москве в соборе»; в описи келейной казны патриарха Филарета названо «13 мер». Престол Софийского собора в Новгороде предположительно с начала XIII в. был устроен в меру длины погребальной скамьи Иисуса Христа. Восприятие Русью традиции почитания Гроба Господня фиксирует посвящение престолов жёнам-мироносицам сначала в Новгороде (до XVI в.), затем в Москве. О знакомстве Руси с реликвиями Гроба Господня свидетельствуют многочисленные каменные иконки с рельефными изображениями на сюжет «Жёны-мироносицы у гроба Господня». Значительную часть композиции занимали многоглавый храм Воскресения Христова, воспринимавшийся как символ и знак Гроба Господня, а также погребальная скамья. Изображения нередко сопровождались надписью: «Гроб Господень»; позднее это название утвердилось за каменными иконками, определив таким образом особый иконографический тип, неизвестный в иконописи и целиком принадлежащий к области малой пластики. Древнерусские изображения Гроба Господня, уменьшенные «подобия» трёхмерных копий святыни, следующие романско-византийской иконографии, являются самобытной ветвью общей христианской иконографии Святой земли. Иконографическое тождество с первообразом достигалось копированием облика храма Гроба Господня с воспроизведений (в камне, кости, металле или книжной миниатюре), принесённых из Палестины. Подлинность изображения подтверждалась точным повторением узнаваемой детали, перенесённой с подлинного оформления XII–XIII вв. (трансенны с тремя отверстиями), выбором материала (камень), способного передать трёхмерность и цельность копируемого объекта. Соблюдение этих условий наделяло местный камень свойствами подлинного камня Гроба Господня, отождествляло с ним. Благодаря каменным иконкам с изображением Гроба Господня в искусство Древней Руси проникли развитые композиции на евангельские сюжеты и темы истории Палестины эпохи Крестовых походов. Отголоски иконографии, сложившейся в Латинской империи на основе синтеза восточного и западного христианского искусства, в неизменном виде долгое время сохранялись в русских памятниках. Образки изготовляли с XIII по XVI вв. (не только в камне, но и в литье); в XIX в. к их традиции обратились старообрядцы. С развитием в XVI в. взгляда на Москву как на последнее православное царство почитание святынь Палестины обрело государственный масштаб и пошло по традиционному для Западной Европы направлению. Уподобляя своё царство Святой земле, а столицу – новому Иерусалиму, московские цари стремились к переносу на Русь топографии святых мест. Соответствующим образом выстраивалось чинопоследование церковных служб, появлялись новые формы торжественных процессий, изменились литургические предметы, выполнявшие функцию реликвариев и/или реликвий.

 



 
PR-CY.ru