ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 11

В раннехристианский период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Гроба Господня: резной ларец из Самагера (около 440 (?) г., Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Святой земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (около 600 г., Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (конец VI – начало VII вв., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (конец VI – начало VII вв.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI–VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг); золотые кольца с 3-мерным изображением Гроба Господня с конической или купольной крышей (VI–VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в церкви cв. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V–VI вв. (Античное собрание), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493–526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (конец VI–VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св. Адамнана «О святых местах» по записям епископа Аркульфа, конец VII – конец IX вв.; вид ротонды и/или Гроба Господня в рукописи IX в., основанной на более ранних палестинских источниках. Известны также десятки экземпляров литых бронзовых «сирийских» кадильниц XII–XIII вв. с изображениями Гроба Господня. Ещё более убедительны и подробны изображения Гроба Господня средневекового периода, с XI в. до середины XVI в.: миниатюры рукописей «школы Акры» (XIII в.); картографический план Иерусалима (Королевская библиотека, Гаага); карта (библиотека Копенгагенского университета); картины маслом (Ян ван Скорел, «Рыцари Святой Земли в Харлеме» (1527–1530 гг., по рис., сделанному в Святой земле в 1520 г.); гравюры (набросок плана к книге «Путешествие в Святую Землю» паломника Санто Браско, Милан, 1481 г.); ксилографии (Э. Ройвих, по наброску из путешествия 1483 г. к книге «Peregrinatio» Б. фон Брейденбаха (Майнц, 1486 г.); рисунки (К. фон Грюненберг, 1487 г., по наброскам из путешествия 1486 г. (?); С. Баумгартнер, 1498 г., опубликовано в Утрехте в 1538 г.; с изображением храма Гроба Господня и Святого Духа в облике голубя, слетающего со Святы Огнём к Кувуклии). Облик Гроба Господня передавался в нумизматике, сфрагистике и прикладном искусстве XII–XIII вв.: на монетах крестоносцев со стилизованными изображениями Гроба Господня и надписью: «Sepulchrum Domini», 1187 г. (?); на печатях патриархов Иерусалима Гуермонда, 1118–1128 гг., и Вильгельма Тирского, 1130–1145 гг.; на печатях «каноников Гроба Господня» с датами от 1155 до 1180/1189 гг.; на печатях Петра, приора Гроба Господня, 1225–1227 гг.; на так называемых печатях Альмонри из братства св. Андрея в Акко; на пластинах из собора Клостернойбурга работы Николая Верденского, 1181 г.; на свинцово-оловянных ампулах с изображением эдикулы под куполом ротонды; на свинцово-оловянной модели Гроба Господня (лампады?); на скульптуре романской эпохи (купель, середина XII в., из церкви Святой Троицы в р-не Нью-Лентон в Ноттингеме, Великобритания); на фрагменте резьбы из Модены; на рельефе так называемой гробницы Ротари в Монте-Сант-Анджело, Италия.

 



 
PR-CY.ru