ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 15

Известна группа Гроба Господня, конец XIII в. – первая половина XIV в., из Восточной Англии, где дарохранительницы в виде ниши, окружённой резьбой с композициями на сюжет Воскресения Христова, встроены в северную часть барьера санктуария у главного алтаря и сакристии, и все имеют в непосредственной близости погребение основателя, часто – известного клирика, занимавшего важный пост в королевском совете: собор Линкольна, церкви Сент-Андру в Хекингтоне (графство Линкольншир, около 1330 г.) и Всех святых в Хоутон-Риджис. В XIV–XV вв. в завещаниях просили похоронить себя там, «где тело Христово по обычаю помещают на Святую пятницу». В церкви св. Георгия (Фледборо, графство Ноттингемшир) Гроб Господень (ниша в стене, украшенная композицией «Жены-мироносицы с ангелом») иногда называется «св. Георгий» в связи с чудом превращения Даров в кровоточивый палец. В XV в. монументальные дарохранительницы оказывали обратное влияние на архитектурные копии Гроба Господня: они выросли в размерах, их стали украшать резьбой или расписывать на сюжет Воскресения Христова (церковь Сент-Мэри-Редклифф в Бристоле) и декорировать на Пасху драгоценными тканями. Образ Гроба Господня присутствует в каждом православном храме. Его символическим изображением толкователи православной литургии называют св. престол. Например, Симеон Солунский пишет: «Прообразует... священная трапеза Божий престол, и Воскресение Христово, и честной Гроб»; «Страшная трапеза, что посреди святилища, являет Гроб Христов и таинство Страстей». Весь храм прообразует Гроб Господень в начале пасхальной утрени первого дня Пасхи, когда крестный ход, подобно жёнам-мироносицам, приходит к закрытым западным дверям церкви, где и начинается пасхальная служба. Ещё один символ Гроба Господня – стол, на который полагается плащаница во время богослужений последних дней Страстной седмицы и который прямо называется гробом в некоторых литургических источниках, в частности в русских соборных Чиновниках XVI–XVII вв., начиная с чина архиепископа Новгорода и Пскова 1540 гг. В Чиновниках Софийского собора первой трети XVII в. этот стол описан как имеющий постоянное место в храме (что распространено и в последующей практике Русской церкви) и используемый и вне контекста страстных служб, на что указывают соответствующие предписания о службах в Неделю сырную, в первую субботу Великого поста и при заупокойных поминовениях. Искусство Руси в ходе усвоения православной традиции выработало собственные художественно-символические формы иконографии Гроба Господня. С XI в. источники рассказывают о паломничествах ко Гробу Господню и обретении его реликвий (в 1062 г. паломничество совершил преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский). В 1106–1107 гг., вскоре после освобождения Иерусалима крестоносцами, Гробу Господню поклонился игумен Даниил, получивший частицу скалы Гроба Господня. Под 1134/1135 г. сообщается о приносе в Новгород «доски оконечной Гроба Господня» неким Дионисием. В 1211 г. вернувшийся из паломничества в Константинополь Добрыня Ядрейкович (впоследствии Новгородский архиепископ Антоний) «привезе съ собою Гробъ Господень» (очевидно, меру Гроба Господня). В XII–XIV вв. на Русь попадали кроме частиц Гроба Господня и другие реликвии, а также его изображения, значки-пряжки и т.д. (нашивной рельеф из свинцово-оловянного сплава с изображением жён-мироносиц у Гроба Господня и надписью: «Sepulchrum Domini» – из паломнического «клада», найденного в 1950 гг. на Шепетовском городище – на окраине с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой области Украины).

 



 
PR-CY.ru