Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 11

Бог Квирин первоначально восходил к одноименному собинскому божеству, но позже он стал почитаться как покровитель институтов римской гражданской общины. Квирин дословно означает «собрание мужей», и отсюда происходит наименование римских граждан – квириты, а также название их религиозных союзов, т.е. курий. Позднее на месте проведения древних народных собраний (куриальных комиций) была воздвигнута знаменитая «гробница Ромула», ставшая впоследствии одной из наиболее почитаемых святынь Рима.

Ранние этапы римской истории наглядно демонстрируют нерасторжимость религиозных и государственных, а в широком смысле и социальных институтов в античной гражданской общине. Однако религия римлян является религией довольно неглубокого осмысленного чувства полезности и порядка. При этой религии римляне были свободны от чувства страха перед сверхъестественным, так как верили, что его можно было познать самым совершенным образом. Где появлялась надобность в каком-нибудь боге, там римляне его признавали, и простым наименованием бога любой вопрос разрешался. Нужно было всего лишь знать, каким образом приносить жертвы и молиться, каким богам и в какой последовательности. Оставалось лишь тщательным образом следить за приметами, чтобы не пойти против божественной воли. И все это было приведено в систему, которая охватывала все случаи жизни. Это отношение к богам и к религии в дальнейшем способствовало широкому проникновению в Рим различных восточных мистических культов. Римляне не особенно вникали в эзотерические учения, а просто признавали их право на существование. Строго говоря, римляне не были религиозным народом. Не были они и народом политизированным. Их мало интересовала политика как таковая, для них было главным одно – порядок.

Характер античной гражданской общины как религиозного союза в течение длительного времени обусловливал ее закрытость. Поэтому дарование прав гражданства чужеземцу требовало соблюдения гораздо большего числа условий и формальностей, чем даже объявление войны. Полноправными гражданами могли быть только члены семей, имевших наследственный культ, для которых религия гражданской общины являлась отцовским наследством. Таковыми были греческие эвпатриды и римские патриции. Негражданину (т.е. чужеземцу или освобожденному рабу) для того чтобы получить минимум прав, необходимо было вступить под покровительство полноправного гражданина, который особым обрядом причислял его к своему семейному культу, делая как бы младшим членом семьи (т.е. своим клиентом). Этот принцип сохранился практически за всю историю Рима, и даже во времена империи, набирая солдат для того или иного похода, патриции их формально «принимали в свой дом».

Таким образом, между членами гражданской общины как религиозного союза, бывших полноправными гражданами, и всем остальным лично свободным населением античных полисов существовала религиозная пропасть, выступавшая одновременно и пропастью правовой. И если патриций говорил от имени религии и законов, то плебей отвечал, что он не знает ни этой наследственной религии, ни законов, вытекающих из нее. У плебеев не было предков, а следовательно, не было и наследственного культа. Поэтому для них не существовало ни закона, ни правосудия, поскольку закон являлся религиозным установлением, а судебная процедура – священным обрядом. И если клиент получал некоторые права от патрона, то у плебея не было даже этой возможности. Поэтому борьба плебеев за гражданские права была борьбой, прежде всего, за приобщение к религии римской гражданской общины.

 



 
PR-CY.ru