Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 10

Объединение нескольких триб вокруг общего культа составляло собственно гражданскую общину древнего мира – полис, являвшийся уже государственным образованием. Таким образом, трибы, объединяясь для создания гражданской общины, создавали, прежде всего, общую религию. Это и говорит о том, что понятия государства и религии на ранних этапах античной истории были слиты воедино, и всякий политический союз имел своих богов, оберегавших его существование. Само понятие религии в Древнем Риме (от латинского ligare – вязать) означало нерасторжимый союз римской гражданской общины с ее богами-покровителями, который обеспечивался точным выполнением предписанных обрядов.

Итак, древняя гражданская община не была собранием отдельных лиц и групп, связанных родовыми или семейными узами, а выступала как объединение (федерация) религиозных союзов, продолжавших в ней существовать вместе со своими культами, над которыми возвышался общий культ гражданской общины. В Аттике гражданская община Афинского государства выросла из религиозного союза вокруг культа Афины Паллады, а в Риме под именем бога Квирина чтился основатель города Ромул, которому был посвящен один из римских холмов (Квиринал), где находилось его святилище.

Большое влияние на римлян оказывали италийские города, в большинстве своем – греческие. Это сказывалось и в заимствовании богов, и в принципах организации полиса и его управления. В частности, италийский бог Юпитер в царскую эпоху Рима стал почитаться в качестве покровителя царской власти, а в дальнейшем римские императоры любили, чтобы их изображали в образе Юпитера. Особое место в первоначальном пантеоне богов занимал отец Ромула Марс, считавшийся родоначальником и хранителем Рима. Примечательно, что его храм был воздвигнут вне городских стен Рима на Марсовом поле – традиционном месте священных военных церемоний, и входить с оружием в священную ограду римского алтаря строго запрещалось. Коронацию Ареса (т.е. Марса), согласно преданию и сохранившимся артефактам, произвела греческая богиня Ника.

Образование гражданской общины-полиса начиналось с основания города как главного святилища общего культа. Причем этот акт не был просто строительством поселения, а являлся священным обрядом утверждения общей религии гражданской общины, связанным с возжиганием ее алтаря-очага и возведением священной ограды в виде городских стен. Общим алтарем-очагом гражданской общины Рима являлся храм богини Весты на склоне Палатинского холма с его неугасимым вечным огнем. Веста – первоначальная богиня домашнего очага (ее имя дословно означает «очаг») – со времени основания Рима стала богиней общего очага Римского государства. Принимаемый в число римских граждан совершал обязательный обряд приобщения к огню алтаря Весты, поэтому ее культ являлся символом единства римской гражданской общины.

За поддержанием священного огня Весты следили особые жрицы-весталки, дававшие обет целомудрия. В первый день нового года (т.е. 1 марта) они совершали обряд возжигания нового огня посредством трения дерево о дерево, после чего от очага Весты возжигались алтари-очаги курий, а от них – семейные очаги. Римляне верили в то, что благополучие их города напрямую зависит от его священного огня. Отсюда особое почтение к весталкам, которым даже высшие должностные лица, магистраты Рима были обязаны уступать дорогу. Это почтение корнями уходит в древнее представление о том, что женщины знают тайну огня. Поэтому им доверили самую священную роль. Однако нарушение весталками обета целомудрия приравнивалось к осквернению чистоты священного очага и каралось смертью – погребением заживо.

 



 
PR-CY.ru