Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху

  1. Определение понятий.
  2. Религиозные основы общинно-родового и гражданского устройства греко-римского мира.
  3. Синкретические религии эпохи эллинизма и возникновение христианства.
  4. Роль монашества в становлении христианства

1. Определение понятий.

Понятие «Церковь» непосредственно связано с христианством, в котором оно имеет несколько определений. Во-первых, следует отличать бытующее в обыденной речи понятие «церковь» в смысле «храм». Во-вторых, в обыденном понимании под церковью часто понимается та или иная общность или община христиан, объединенных по конфессиональному принципу (например, Римско-католическая церковь). В-третьих, понятие «Церковь» с догматической точки зрения означает соединение людей как настоящего, так и прошлого и будущего поколений, верующих в Иисуса Христа как Богочеловека, Искупителя грехов мира и прошедших таинство крещения. В таком понимании Церковь означает Богочеловеческий организм, где каждому посвященному отводится определенная роль и мистическое значение. Именно к такому пониманию применимы новозаветные определения Церкви как мистического Тела, глава которого – Христос. Он характеризуется как Столп и утверждение Истины, которая не может подвергаться никакому сомнению. При таком понимании Церкви ее целью является содействие спасению ее членов. Понимание же Христа как Спасителя и понятие спасения требует отдельного рассмотрения.

Церковь является типичной формой организации верующих и состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов – святилищ, молитвенных домов, соборов. В церковной организации обязательно должен быть клир – иерархия профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паства – миряне, простые верующие. Церковь всегда выступает как форма духовной власти. Если первоначальная религиозная община – это свободное сообщество людей, членами которого люди становятся по собственному, свободно принимаемому ими решению, то в дальнейшем дети членов религиозной организации тоже становятся ее членами, но уже не по личному решению, а просто по факту рождения от родителей, принадлежащих к этой организации. Церковная организация верующих таким образом превращается в социальную силу, понуждающую верующих подчиняться установленным церковью правилам вероисповедания. Тем, кто осмелился нарушить церковные каноны, она угрожает отлучением, анафемой.

Индивидуальное и коллективное в церковной организации предстают в единстве друг с другом в том смысле, что коллективные формы культа устанавливаются на основе индивидуальных чувств и действий людей и затем накладываются на них как довлеющая извне сила принуждения. Этому способствует ощущение того, что бесконечное, каким представляется божество, нельзя заключить в рамки какой-либо конечной системы, т.е. конкретного человека, индивида. Поэтому церковь всегда претендует на непогрешимость в делах веры. Отдельные верующие, даже священнослужители, могут грешить и ошибаться, но Церковь как коллективный разум считается безгрешной и безошибочной. В католичестве такой непогрешимостью обладает, согласно установленным правилам, первосвященник, т.е. папа римский.

 



 
PR-CY.ru