Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 18

Далее: Мессия должен быть сам праведен, а Христос открыто беседует с женой-самаритянкой, ест и пьет у мытарей, принимает дары блудницы, нарушает субботу и даже учит ее нарушать. Виртуозов праведности, фарисеев, Он зовет слепыми вождями и лицемерами, ставит в пример самаритян и хананеев как носителей благодарности и истинной, крепкой веры, заявляя, что в Израиле Он такой не встречал. Понятно, что с точки зрения фарисейского патриотизма деятельность Христа грозила гибелью всему народу еврейскому, отнимая у него истинного Мессию и отдавая его в руки римлянам. Поскольку Палестина была фарисейской, проповедь Христа и апостолов должна была упасть здесь на враждебную почву. Саддукеи так же, как и фарисеи, понимали отношение человека к Богу как формально-договорное: народ должен исполнять закон, Бог за это должен даровать Мессию. Саддукеи пользовались своей критикой фарисейских построений главным образом для того, чтобы оправдать в глазах народа свою холодность к Закону, истинной причиной которой было их маловерие. Их скептицизм по отношению к самому существу религии был еще худшей почвой для евангельской проповеди, чем фарисейская ревность не по разуму.

По-видимому, гораздо благоприятнее были условия в общине ессеев, в устройстве и вероучении которой есть немало довольно ярких аналогий с учением Евангелия. Однако есть много и резких отличий, решительно подрывающих мнение, будто Спаситель был ессей или ученик ессеев (или иначе – назореев, отчего Иисуса часто называют Назореянин, но не потому, что Он из города Назорета, а потому, что он из секты назореев). Эти отличия сводятся к тому, что ессеи, если отвлечься от некоторых сторон их жизни нееврейского происхождения (особенно их почитания Солнца), тоже представляют собой фарисейство. Имея несомненно высокоразвитую, истинную мораль, они в равной мере заимствовали и фарисейскую «внешнюю» праведность. Если фарисей считал себя оскверненным вследствие общения с ам-гаарцем (собственно «народ поля», «мужичье»), то ессея оскверняло даже общение с ессеем же низшего класса. Ессеи носили только белую одежду, ели, соблюдая едва ли не вечный пост, только за своим общинным столом, жили и останавливались только в своих орденских помещениях; отвергали брак; соблюдали суровую, грубую внешность и, в частности, отвергали умащение маслами. Весь образ жизни Христа шел наперекор этим требованиям. Если бы Христос когда-либо был ессеем, то с первых шагов проповеди Его исключили бы из общины. Однако несправедливо думать, что самодовольство фарисея было повальным в палестинском еврействе. В еврействе эпохи Христа бродят идеи о первородном грехе, о даровании спасения за смирение милостью, а не правосудием Божьим.

Традиционные христианские представления о жизни основателя новой религии изложены в канонических Евангелиях, и практически до середины XVIII в. достоверность этих событий не подвергалась сомнению. Но именно с XVIII в. вначале отрицалась достоверность чудес, а затем стали отвергаться многие эпизоды вследствие различий, встречающихся у евангелистов при описании одних и тех же событий. В итоге, в конце XIX в. возникла школа исследователей, которая считала, что все сведения, содержащиеся в Евангелиях, являются продуктом литературного творчества авторов, живших на сто с лишним лет позже описываемых событий. Представители этой школы отрицали достоверность некоторых упоминаний об Иисусе у античных историков, традиционно признаваемых подлинными, которые были объявлены позднейшими вставками христианских переписчиков. Это направление получило название мифологической школы.

 



 
PR-CY.ru