Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 14

3. Синкретические религии эпохи эллинизма и возникновение христианства.

Завоевания Александра Македонского по праву считаются одной из важнейших вех мировой истории. Хотя основанная им империя вскоре после его смерти распалась, последствия его завоеваний сказывались в течение нескольких столетий. В пределах империи оживленная торговля тесно связывает самые отдаленные области Европы и Азии, а определенное сходство законодательства, правовых норм, характера образования и быта придают новым государствам, во главе которых стоят преемники Александра, определенное единообразие. Процесс экспансии греческой культуры охватил практически весь цивилизованный мир того времени. Данный период истории принято называть эпохой эллинизма. Изменения в геополитике подорвали былую этническую разрозненность, покоившуюся на древних племенных связях, создали условия для интенсивного и плодотворного взаимодействия культур.

Культурный синтез эллинистической эпохи оказал влияние не только Греции на Восток, но и Востока на Грецию, а через нее и на западные страны. Эллинизм подорвал основы прежних государственных объединений как восточной деспотии, так и греческого полиса, духовной опорой в новом мире теперь становятся универсализм и, как естественная на него реакция, индивидуализм. Величайшим достижением данной эпохи было признание того, что, по крайней мере, потенциально, все люди равны, и отсюда возникла концепция мира как единого общества (ойкумены). Уже киник Диоген в ответ на вопрос, из какого города он происходит, отвечал: «Я гражданин мира». (Киники, представители древнегреческой сократической школы, видели смысл жизни в достижении добродетели, духовной свободы, прямой путь к которой полагали в аскетическом образе жизни и мыслей.)

Вместе с тем кризис полисного миросозерцания обусловил движение от абстрактно-героического к конкретно-гуманистическому идеалу. Трагедия уступает место новой комедии, а интерес к подвигам мифических героев вытесняется интересом к любовным историям и быту рядовых людей. Обе важнейшие философские школы эллинистической эпохи (эпикуреизм и стоицизм) исходили из того, что человек перестал быть частицей полиса, и ценен сам по себе. При этом обе школы, особенно стоицизм, впитали в себя не только эллинское философское наследие, но и этические воззрения древних восточных мыслителей. Большинство их были выходцами с Востока, и в их учении о моральном долге слышатся отзвуки то ветхозаветной проповеди, то вавилонских астрологических учений. (Эпикурейцы считали высшим благом состояние блаженства, спокойствие духа. Наслаждения, по их мнению, должны быть такими, чтобы они не приносили последующих страданий. Например, они не считали удовольствием процесс поглощения пищи, а ценили только состояние, наступающего в результате удовлетворения чувства голода. Иначе говоря, проповедовали умеренность во всем, ограничение желаний. Стоики также стремились к спокойствию духа, но не путем отказа в удовольствиях, а борьбой со страстями.)

 



 
PR-CY.ru