Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 12

Религия античной гражданской общины породила понятия отечества и патриотизма. Землей отцов (terra patria) называлась земля гражданской общины, освященная покровительством богов отеческого культа. Античный гражданин любил свое отечество именно потому, что почитал его богов-покровителей, ибо вне отечества для него богов не было. Нападение на отечество означало нападение на землю богов-покровителей и на религию, поэтому античный патриотизм являлся своего рода благочестием древних.

Во время войны противники стремились не только занять территорию и овладеть городами друг друга, которые представляли собой окруженные стеной святилища, но, прежде всего, разрушить гражданскую общину противника путем уничтожения храмов и истребления верований. Пока же сохранялся культ, несмотря на любые военные поражения, сохранялась и гражданская община. Вместе с тем при сохранении прежних религиозных представлений в полном объеме соединить несколько гражданских общин в одно государство не представлялось возможным. Древние восточные империи (например, Ирана при династии Ахеменидов) представляли собой не что иное, как федерацию различных религиозных общин под главенством царского культа. Выполняя определенные обязательства по отношению к царской власти, общины жили своей жизнью, находясь под ее покровительством, что и делало правление устойчивым на протяжении веков.

Федерации греческих полисов имели форму религиозного союза с общим святилищем и связанными с ним церемониями: общегреческими священными музыкальными и спортивными играми в честь богов – олимпийскими, истмийскими, пифийскими, немейскими. Схожими с этими церемониями были, например, и общими для всех древних арабов музыкально-поэтические состязания у главного святилища – Каабы. Примечательно, что такого рода федеративные союзы первоначально почти не имели политического значения и даже не препятствовали своим членам воевать друг с другом. Лишь впоследствии такие союзы превратились в политические и приобрели государственный характер, как это произошло с Древним Римом.

Одной из наиболее примечательных черт римской политики было как раз введение у себя культов соседних гражданских общин. Завоевывая другие народы, Рим одновременно завоевывал и их богов, вступая тем самым с этими народами в религиозный союз. Поскольку религиозное чувство римлян было лишено свойственной восточным народам мистики, то для них важнее была чисто внешняя сторона решения этих проблем, т.е. для них было главным, чтобы новые религиозные союзы не нарушали общественный порядок и государственное устройство. Так создавалась одна из предпосылок превращения Рима из полиса в мировую державу. Но как бы Рим ни расширял свои владения, по сути своей он всегда оставался полисом, т.е. городом-государством.

Религиозный характер античной гражданской общины определял и особенности древней царской власти. Подобно тому, как в семье власть отца была неразрывно связана со священством, главный священнослужитель гражданской общины также одновременно являлся его политическим главой. Проведение всех самых важных религиозных обрядов оставалось царской прерогативой. Царь являлся великим понтификом (pontifex maximus) – верховным жрецом Юпитера Капитолийского – и возглавлял жреческие коллегии, а потому само римское священство происходило из царской власти.

 



 
PR-CY.ru