ЗЛО - Страница 11

Антиохийский епископ Феофил (II в.) касался происхождения зла, говоря о творении Богом животного мира: «Звери получили своё имя от того, что они одичали, а не потому, что изначала были злыми и ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но всё было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили... С согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу». Епископ Сардский Мелитон (II в.) видел источник возникновения зла в человеческой свободе, которой человек злоупотребил: «Бог создал тебя по Себе лучшим (optimum), одарив свободным умом (mente libera). Он всё расположил перед тобой, чтобы ты распознал доброе и выбрал его». Значительное внимание проблематике зла уделял Климент Александрийский (II–III вв.), обращение которого к теме зла было вызвано, прежде всего, полемикой с гностиками. Он утверждал, что Бог создал только благо, и никоим образом не есть творец зла. Согласно Клименту Александрийскому, грех как источник зла проявляется в действии, а не в сущности, а потому не является Божьим творением. Зло входит в мир как следствие греха, поскольку после грехопадения Бог попустил существование в сотворённом Им мире такого зла, как нужда, бесчестие, болезнь, смерть. Грехопадение сказалось и на общем состоянии вселенной. Распространились засухи, голод, наводнения. Но самое главное изменение произошло в человеке. В нём появилась склонность ко греху, так что грех стал родовым признаком человеческой природы. При этом Климент Александрийский видел и положительное значение распространения некоторых видов зла. Согласно Клименту Александрийскому, зло в природе есть фактор равновесия, попущенный Творцом и проявляющийся в сочетании противоположностей – тепла и холода, сухого и мокрого, приобретения и лишения, жизни и смерти; только в таком мире человек вынужден сделать выбор между добром и злом. Зло, понимаемое как обозначение для не зависящих от человека и нежелательных для него обстоятельств, имеет воспитательное значение, поскольку жизненные беды часто служат средством к спасению: «Бедность и болезни часто посылаются как предупреждения, наказания за прошлое или в качестве заботы о будущем». Определение зла как отсутствия или лишённости блага для Климента Александрийского означает указание на отсутствие Бога или удаление от Бога, являющегося Высшим Благом: «Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а откуда отвращается, туда начинает прокрадываться зло. Бог же не хочет зреть на зло, потому что Он благ. Если же Он откуда-либо отвращает своё лицо, то делает это из-за людского неверия, и там развивается зло». В вопросе о происхождении зла Климент Александрийский полагал, что принятие христианской идеи творения мира из ничего опровергает аргумент о предсуществовании «злой» материи и её совечности Творцу. Ориген (III в.) рассматривал проблему зла с богословской, космологической и психологической точек зрения. По его мнению, зло, прежде всего, возникает в человеческом сознании: «В природе разума есть способность к созерцанию доброго и злого, та способность, следуя которой, мы усматриваем доброе и злое, а также избираем доброе, избегая злого; поэтому, когда мы отдаёмся доброделанию, тогда бываем достойны похвалы, в противном же случае достойны порицания».

 



 
PR-CY.ru