ЗЛО - Страница 15

Автор «Ареопагитик» последовательно перечисляет, в каких существах по природе нет зла: его нет ни среди сущих, ни в Боге, ни в ангелах, ни даже в демонах. Однако последние не сохранили верности благу, «утратив связь и сообщение с божественными благами». Зло, являемое демонами, есть заблуждение, удаление, упущение, несовершенство, ослабление сохраняющей их силы, немощь и отпадение. Души также погружаются во Зло только из-за «умаления связи и сообщения с благими силами». Подобным образом и животный мир оказывается под угрозой уничтожения из-за «ослабления природных связей, действий и способностей». Зла нет ни в природе как таковой, ни в физических телах, ни в материи. Таким образом, зло происходит от многочисленных частных отрицаний, т.е. коренится не в природе вещей, но в их последующем уклонении от первоначально благой природы. Исходя из этого, автор «Ареопагитик» перечисляет все возможные понятия, характеризующие зло. Они представляют собой отрицания положительных качеств и состояний: зло есть отсутствие, умаление, немощь, несоразмерность, грех, бесцельность, безобразие, безжизненность, безумие, бессловесность, несовершенство, безосновательность, беспричинность, неопределённость, бесплодность, бездеятельность, безуспешность, беспорядочность, несхожесть, неограниченность, темнота, бессущественность и само никоим образом никогда не является сущим. Максим Исповедник (VI–VII вв.) в целом придерживался тех же взглядов, что и предшествующие христианские авторы. При этом заметно сильное влияние на его представления о зле взглядов автора «Ареопагитик». Согласно Максиму Исповеднику, «зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо не имеет ровно никакой особой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть… ни действование, ни движение, ни обладание, ни претерпевание, так, чтобы по природе созерцалось в каком-либо из сущих; оно вовсе не существует во всём этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец, но... зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к цели и решительно не есть что-либо другое». Творение по своей сущности не может быть злым, поскольку зло есть «неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, к (чему-либо) иному, помимо цели», т.е. Бога. Своеобразный итог рассмотрению проблемы зла в греческой святоотеческой литературе подвёл Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.), основывавшийся на предшествующей традиции. Противопоставляя благо и зло, он утверждал: «Благо есть бытие и источник бытия, а зло – отсутствие блага или бытия». В другом месте он приводит уточнённую формулировку: «Зло есть не что иное, как удаление от блага, подобно тому как тьма есть удаление от света». Развивая эту мысль, Иоанн Дамаскин писал: «Зло не есть какая-либо сущность, ни обозначение сущности, но лишь привходящий признак, или, иными словами, добровольная перемена того, что соответствует природе, на то, что противно природе».

 



 
PR-CY.ru