ЗЛО - Страница 10

В греческой патристике зло рассматривалось как характеристика падшего мира, ответственность за которую лежит на разумных существах, одарённых свободой воли и потому способных уклоняться от добра и тем самым впадать в зло; как нечто внешнее по отношению к человеку (болезнь, смерть); как внутреннее явление человеческой жизни (грех, страсть). При этом проблему зла богословы обычно рассматривают в нескольких аспектах: природа зла; происхождение зла; роль зла в жизни мира и человека. Св. отцы и учители церкви единогласно утверждали, что зло не имеет самостоятельной сущности и бытия. В силу этого они отрицательно относились к попыткам возвести возникновение зла к Богу или сотворённой Им природе. Они также отвергали предлагаемое некоторыми еретиками объяснение наличествующего в мире зла как проявления противоположного и совечного Богу иного начала, чаще всего ассоциируемого с материей. В соответствии с преобладающим мнением церковных авторов зло происходит от неправильного использования дарованной разумным существам свободы воли. Рассматривая зло применительно к нынешнему состоянию падшего мира, многие авторы отмечали положительную роль тех проявлений зла, которые не находятся во власти человека и служат для явления силы и власти Бога над миром. Постановка проблемы зла в ранней христианской письменности во многом была обусловлена дуалистическими и детерминистскими концепциями гностицизма, следовавшего сложившейся к этому времени в греческой философии традиции, в соответствии с которой внешнее по отношению к человеку зло объяснялось на основании дуалистической картины мира и ассоциировалось с материей или же особым «злым богом» («Существует два рода богов, противоположных по своей творческой деятельности; один – творец блага, другой – зла»). Представление о моральном зле формировалось в гностической среде исходя из этического детерминизма, т.е. постулирования рока (или судьбы), не зависящего от человека. Среди церковных авторов, полемизировавших с гностицизмом, проблемы зла касались Ириней Лионский (II в.) и Ипполит Римский (III в.). Ипполит Римский приводил сведения о космогонических представлениях гностиков: одни из них говорили о трёх началах мира – благе, справедливости и материи, другие добавляли четвёртое начало – зло. В сочинениях раннехристианских апологетов исследователи встречают лишь краткие упоминания о различных аспектах проблемы зла. Иустин Философ (II в.) признавал наличие у человека свободы выбора между добром и злом; также отвергал мнение о том, что добродетель или порок относительны и не имеют самостоятельной ценности, но лишь номинально считаются благом или злом в соответствии с общепринятым мнением. Апологет Татиан (II в.) связывал происхождение зла с превратным применением человеческой свободы; опровергал языческое представление о власти рока над жизнью и смертью человека: «Мы рождены не для смерти, но причина смерти в нас самих. А погубила нас свобода воли, так как мы поработились, совершив беззаконие. Бог не сотворил ничего злого, но мы сами осуществили порочное. Однако, хотя мы и сотворили зло, мы способны вновь от него освободиться».

 



 
PR-CY.ru