ЗЛО - Страница 13

По словам Афанасия Великого, в этом вопросе язычники впадали в два крайних заблуждения: они либо отрицали, что Бог есть Создатель всего мироздания, либо, объявляя, что Он есть Творец всего, считали Его и Творцом зла. Этим мнениям он противопоставлял «церковное вероучение»: «Зло возникло не от Бога и не в Боге..., его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди по недостатку разумения блага начали сами себе по собственному произволу выдумывать и создавать несуществующее». Как подчёркивал Афанасий Великий, зло порождают человеческие помыслы, поскольку человеческой душе после грехопадения присуща «изобретательность на зло». Тит, епископ Бострийский (IV в.), составил обширный трактат против манихеев, в котором затрагивается проблема зла. Согласно автору, «зло не существует как сущность». Оно также не противостоит Богу в качестве некоего безначального начала материи». Отвечая на вопрос о происхождении зла, Тит утверждал, что «среди сущих нет ничего злого по сущности». Настоящим и действительным злом является человеческая неправедность. Бог поставил человека над всем мирозданием и поручил ему различать добро и зло, но человек, неразумно воспользовавшись своей властью над природой, произвёл грех. Значительное внимание проблеме зла уделялось в сочинениях представителей каппадокийской школы. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской (IV в.), отрицал субстанциальный характер зла, посвятив этому особую проповедь. Разбирая в полемике с еретиками вопрос о происхождении зла, он отмечал, что зло не происходит от Бога, поскольку ничто не происходит от своей противоположности. Предельное внешнее зла – адские мучения – «не Бога имеют своей причиной, а нас самих, потому что начало и корень греха находится в нашей воле и свободе». Поэтому злом в собственном смысле слова является грех, который «зависит от нашего произволения» и «имеет своё начало в отпадениях, совершённых по свободной воле». Василий Великий предлагал такое определение зла: «Зло не есть какая-то живая и одушевлённая сущность, но определённое состояние души, противоположное добродетели». Василий Великий различал два вида зла: зло мнимое, т.е. то, что «лишь представляется злом нашему восприятию» (сюда относятся: телесная болезнь, физические раны, недостаток необходимого, бесчестие, утрата имущества, смерть, природные катаклизмы), и зло действительное, под которым понимаются человеческое несовершенство и грехи. Различие между первым и вторым видом состоит в том, что первое зло не зависит от свободы человеческой воли, а второе – зависит. Первый вид зла играет положительную роль в жизни мира; Василий Великий уподоблял его врачебному вмешательству в течение болезни. Григорий Нисский (IV в.) рассматривал происхождение зла в более абстрактных категориях: «Зло единственное… имеет бытие в небытии, поскольку в подлинном смысле существует лишь природа блага, а то, что не существует среди сущего, содержится в совершенном небытии». Зло появляется не по Божьему изволению, но возникает, когда душа по собственной свободной воле удаляется от блага. Таким образом, зло есть явление, возникающее не по природе, но вопреки ей. Источник зла в мире – не Бог, но неверное использование свободы, или неразумие, вместо лучшего избирающее худшее.

 



 
PR-CY.ru