ЗЛО - Страница 18

Учение Тертуллиана оказало определяющее влияние на последующее развитие представлений о зле в западной патристике III–IV вв. Так, Карфагенский епископ Киприан, а также церковные писатели Новациан и Коммодиан, хотя и не задавались специально вопросами о природе зла, но видели происхождение зла в свободном уклонении от Бога и Его заповедей. Вместе с тем латинские апологеты Арнобий и Лактанций отчасти вернулись к философско-гностическому подходу к проблеме зла. Так, Арнобий для объяснения наличия зла в мире ссылался на влияние злых духов, которые изначально были таковыми, т.к. были сотворены несовершенными по природе, обладая неким «средним качеством» (mediae qualitatis) и находясь в «двойственном состоянии». Он также ссылался на античное представление о судьбе (fata), согласно которому всё в мире, в том числе и зло, происходит по неизменным законам и по необходимости, хотя и признавал, что сама судьба подчинена Богу. Причина того, что Бог попускает зло существовать в мире, по мнению Арнобия, непостижима для человеческого ума. Лактанций, с одной стороны, полагал, что зло не произошло от Бога, но впервые возникло в ангельском мире, когда «отравленный собственной завистью, словно ядом, денница от блага перешёл ко злу». C другой стороны, он считал, что в результате этого в мире возник своего рода дуализм начал: «Источник блага – это Бог, а источник зла – тот, кто всегда враждебен имени Божию…, от этих двух начал происходит всё благо и зло». Подобный дуализм пронизывает космологию Лактанция, тесно примыкающую по содержанию к философско-гностическим учениям: «Своё местопребывание Бог испещрил, наполнил и украсил яркими светилами – солнцем, сияющим кругом луны и мерцающим блеском звезд. А тьму, противоположную этому, Бог поместил на земле; ведь здесь ничто само по себе не имеет света, если не получит его с неба, где Бог расположил вечный свет, мир горний и бесконечную жизнь, а на земле, наоборот, – тьму, преисподнюю и смерть. И так далеко отстоит нижнее от вышнего, как зло от блага и пороки от добродетелей. И даже части земли Бог создал противоположными друг другу и различными – Восток и Запад. Из них Восток принадлежит Богу, ибо Бог есть источник света и Просветитель всего и рождает нас в жизнь вечную. А Запад принадлежит возмутившемуся и порочному духу, ибо тот сокрывает свет, всегда нагоняет тьму и губит людей грехами». Таким образом, по мнению Лактанция, мир составлен из двух противоположных начал, и их вечная борьба друг с другом является своего рода естественной необходимостью.

 



 
PR-CY.ru